Понятие и типология политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 16:39, реферат

Краткое описание

Форма правления и форма территориального устройства государства не могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов осуществляется взаимодействие государственной власти с как проявляется в политической сфере действительное классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически государства по управлению населением, проживающим на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства - политический режим.

Вложенные файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 36.58 Кб (Скачать файл)

Примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

  1. Теократия

Теократические режимы характеризуются концентрацией политической власти в руках духовенства. Такой режим существует в Иране с 1979 г.

  1. Конституционно-авторитарный режим

Характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. 

  1. Деспотия

Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры.

  1. Персональная тирания

При персональной тирании власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии).

  1. Абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
    1. Тоталитарный режим

Тоталитарными являются режимы, при которых:

  • есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
  • партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.
  • доминирует роль идеологии.
  • при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль.

Виды тоталитарных режимов:

  1. Итальянский фашизм

Это право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

  1. Немецкий национал-социализм

Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение — германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме — вовне, против других народов.

  1. Советский социализм

Социализм в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

  1. Китайский маоизм

В области экономики маоизм предусматривает плановое ведение хозяйства, товарное производство, распределение труда, параллельное развитие различных общественно-экономических укладов. Маоизм предполагает независимые и самостоятельные международные отношения.

И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

 

  1. Политический режим современной России

 

Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.

Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2008 г. разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2009 г. – 14,8 раза. То есть наблюдается не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз.

Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:

  • распространение терроризма;
  • перманентный рост преступности;
  • природные катаклизмы;
  • этнорегиональные и конфессиональные конфликты;
  • нестабильность ситуации внутри правящих элит;
  • военные действия в Чечне.

С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации – по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.

Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Политический режим одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государственной власти, способах формирования политических институтов, стиле и методах политического управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.

Современная политология различает три вида политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Тоталитарный политических режим характеризуется полным подчинением (тотальным контролем) всех сфер жизнедеятельности общества государством.

Авторитарный политический режим предполагает концентрацию всей полноты власти у одного лица или правящей группы. В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме не существует тотального контроля, но реальная оппозиция подавляется, демократический политический режим форма государства, при которой народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое – еще не кануло в Лету. Но идеал политического развития заявлен - демократизм и правовое государство.

 

Список использованной литературы

 

  1. Википедия – свободная энциклопедия, Политический режим [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F0%E5%E6%E8%EC (дата обращения 12.12.14)
  2. Мухаев, Р. Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р. Г. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
  3. Понятие и типология политических режимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studopedia.ru/2_21030_ponyatie-i-tipologiya-politicheskih-rezhimov.html (дата обращения 12.12.14)
  4. Типология политических режимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/Tipologiya-politicheskih-rezhimov.php (дата обращения 12.12.14)
  5. Типология политических режимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://humanitar.ru/page/ch4_3 (дата обращения 12.12.14)
  6. Элементы политического режима [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/elementi-politicheskogo-rezhima (дата обращения 12.12.14)

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и типология политических режимов