Понятие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.
Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

Вложенные файлы: 1 файл

понятия общества и общественных отношений.docx

— 26.44 Кб (Скачать файл)

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них  основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут понимать отдельную  страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие  сообщества (европейское сообщество).

Под обществом понимается и все  человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как  носитель разума, источник культуры, как  всеобщая форма существования человека.

Когда требуется подчеркнуть некоторые  существенные черты общества, говорят  о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий  субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается  только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между  социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно  можно разделить на две большие  группы: отношения материальные и  отношения духовные. Материальные отношения  возникают и складываются непосредственно  в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с  идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения  разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе - независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства - существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его  сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно - интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В  то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как  социального «атома», а далее  разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В  принципе выделяются три основных подхода  к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен  как натуралистический. Суть его  в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного  устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и  космических излучений, особенностями  географической и природно-климатической  среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое  «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду  явного несовершенства человека и тяжести  несовершенных глобальных проблем  может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления  предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе  тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования  теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая  тем самым становится государственной  религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной  идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного  устройства связан с философским  анализом межчеловеческих связей и  отношений, которые возникают в  соответствующих природ-ных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как це-лое, определенная система, структурированная особым обра-зом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем про-цессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности истори-ческого развития.

На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины  возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие  объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах  и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые  были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую  форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние  века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные  догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени получили распространение идеи о том, что  общество возникло и развивается  естественным путем на основании  соглашения между людьми. Представители  договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных  правах» каждого человека, которые  он получает от рождения.

Концепцию гражданского общества в  наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его  как связь, общение людей через  согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе - социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель  Ф.Ницше выступил с призывом к  переоценке всех ценностей с позиций  индивидуализма, интеллектуального  и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых  циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское  общество вступило в полосу окончательного заката.

В начале XX века получили распространение  труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального  действия. Анализу возможных типов  социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности  человека за выбор общества, в котором  ему предстоит жить, посвящены  работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское  познание общественной жизни было дополнено  концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:

· Доиндустриальное (аграрное),

· Индустриальное (промышленно развитое),

· Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.

Таким образом, история философской  мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей  существования и развития общества.

Наличие устойчивых связей между всеми  компонентами общества, их единство никогда  не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию  характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество  как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:

· интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);

· функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);

· структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);

· взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой - сама влияет на внешнюю среду).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество.

Общество - многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим  образом. Первый уровень - это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - различные  социальные группы и институты, в  которых распределены эти социальные роли. Третий уровень - культура, которая задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений. Четвертый уровень - политическая система, которая правовыми актами регулирует и укрепляет связи внутри социальной системы.

Общество - самовоспроизводящаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается в  рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Эта энергия вызывает изменения  в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля.

Развитие общества, как правило, направлено на создание все более  сложных системных элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов  и их замедления, частичного распада  общественных структур, с частичным  возвратом к старому.

Информация о работе Понятие общества