Понятие политической коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:59, доклад

Краткое описание

Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

Понятие политической коммуникации

Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному  выражению французского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека.

Изучение политической коммуникации восходит к Платону, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окончания. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и объектов политической коммуникации, анализу средств передачи сообщений, их содержания, а также воздействия сообщений на их получателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

Основателями общей  теории политической коммуникации были представители двух американских научных  школ: 1) сторонники так называемого  кибернетического направления в  анализе социальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структуры»: функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.) Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч. По его мнению, «процесс управления есть процесс власти, основанием которого выступа коммуникация».

Дойч предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление решений с учетом обратной связи.

Политическая система  принимает информацию через так  называемые рецепторы (внешнеполитические — информационные службы и др., внутриполитические — центры изучения общественного  мнения), где происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших  данных.

На следующей фазе новая информация обрабатывается в  рамках блока «памяти и ценностей», где сравнивается с уже имеющейся  информацией и оценивается с  позиций ценностей, норм и стереотипов. После этого правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное  представление о том, насколько  сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует  интересам и целям, принимает  решение по регулированию текущего состояния системы. Наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней  фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по. «обратной связи» поступают к «рецепторам»; таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

 Под функцией  понимается любое действие, которое  способствует сохранению и развитию  данного состояния политической  системы, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются  непостоянством и развиваются  с учетом конкретно-исторической  обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют  друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

 Специфическая  роль принадлежит функции политической  коммуникации, обеспечивающей распространение,  передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности.

Представители структурно-функционального  подхода, рассматривающие политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, характеризовали ее с точки зрения политической информации, ее мобильности, объема, направленности.

 В современной  науке существует несколько подходов  к понятию «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следующие:

• политическая коммуникация — это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и ми системами (Л.Р. Посикера);

• политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай);

• политическая коммуникация — это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг).

В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между политическими факторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процесс  является передача, перемещение, оборот политической информации, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно- практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы.

Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах, событиях политической сферы общества. С ее помощью передаётся политический опыт, координируются усилия людей, происходит политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь. 
 

Важным аспектом политической коммуникации является деловой аспект взаимоотношений между субъектами политическим путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. При использовании различных коммуникативных моделей передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

 Кроме типов  политических сообщений в системе  политической коммуникации выделяют  также три уровня информационных потоков.

 Первый уровень  обслуживает органы власти и  управления (циркулирует в основном  служебная информация). Второй уровень  — образует информационную среду  деятельности партий, профсоюзов, общественных  движений (циркулируют программы,  уставы и другая информация). Третий  уровень обращается непосредственно  к общественному мнению, массовому  сознанию, политическому поведению.

Политическая коммуникация выступает как специфический  вид политических отношений, посредством  которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

 Политическая  коммуникация выполняет следующие  функции по отношению к политической  системе и гражданскому обществу:

• информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании);

• регулятивная (позволяет  выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

 • функция  политической социализации (способствует  становлению важных и необходимых  норм политической деятельности  и политического поведения);

• манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).


Информация о работе Понятие политической коммуникации