Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:23, доклад
. Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения.
. Вовлечение
социальных групп и индивидов в политику
обусловлено их стремлением реализовать
свои социально значимые интересы. Однако
реализация существующих у них интересов
осуществляется не непосредственно, а
опосредуется наличием у субъектов политики
тех значений и смыслов, в которых выражено
их отношение к власти, политическим институтам,
элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения
предписываются господствующей в обществе
политической культурой, т.е. ценностно-нормативной
системой, которой придерживается большинство
населения. Ценностно-нормативная система
существует в виде общераспространенных
и общепринятых фундаментальных поведенческих,
политических ценностей и идеалов.
Хотя многое из того, что в настоящее время
относится к политической культуре, описывалось
еще в древности (Конфуций, Платон, Аристотель),
сам термин появился впервые в XVIII веке
в трудах немецкого философа - просветителя
И. Гердера (1744-1803). Теория же, описывающая
эту группу политических явлений, сформировалось
только в конце 50 - начале 60-х гг. нынешнего
столетия в русле западной политической
традиции. Вклад в ее разработку внесли
американские ученые Г.Алмонд, С.Верба,
Л.Пай, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз, Д.Каванах,
немецкий теоретик К. фон Бойме, французы
М.Дюверже, Р.Ж.Шванценберг, голландец
И.Инглхарт и др.
Теория политической культуры дала возможность
глубже исследовать мотивацию политического
поведения граждан и институтов, выявить
причины конфликтов, которые невозможно
объяснить опираясь только на традиционные
для политики причины: борьбу за власть,
перераспределение ресурсов и т.д.
Существуют несколько подходов к трактовке
политической культуры. Одни ученые отождествляют
ее с субъективным содержанием политики,
подразумевая под ней всю совокупность
духовных явлений (Г.Алмонд, С.Верба).
Другие ученые видят в политической культуре
проявление нормативных требований (С.Вайт),
совокупность типичных образцов поведения
(Дж. Плейно) способ политической деятельности
(У.Розенбаум), считают, что это особый,
специфический субъективный ракурс политики.
Политическая культура отражает только
самые устойчивые черты поведения человека
не подверженные каким-либо стремительным
изменениям под воздействием коньютуры
или перепада настроений. Это – воплощенный
на практике внутренний кодекс человеческого
поведения. Это – стиль деятельности индивида
в сфере политической власти (И.Шапиро,
П.Шаран).
Политическая культура характеризует
способность человека понимать специфику
своих властных интересов, действовать
при достижении целей в соответствии с
правилами политической игры, а также
творчески перестраивать свою деятельность
при изменении потребностей и внешних
обстоятельств. Объяснительные возможности
политической культуры определяются многозначностью
и многогранностью ее измерений. Политическая
культура представляет собой совокупность
ценностей, установок, убеждений, ориентаций
и выражающих их символов, которые являются
общепринятыми и служат упорядочению
политического опыта и регулированию
политического поведения всех членов
общества. Она включает в себя не только
политические идеалы, ценности, установки,
но и действующие нормы политической жизни.
Тем самым политическая культура определяет
наиболее типичные образцы и правила политического
поведения, взаимодействия власти – индивида
– общества. Политическая культура проявляется
в форме духовных побуждений и ориентаций
человека, в формах его практической деятельности,
а также в институционном виде.
В целом политическая культура способна
оказывать тройственное влияние на политические
процессы и институты:
под ее воздействием могут воспроизводиться
традиционные формы политической жизни.
Причем такая возможность сохраняется
даже в случае изменения внешних обстоятельств
и характер правящего режима. Такая способность
политической культуры хорошо объясняет
то, что большинство революций чаще всего
заканчиваются либо возвратом к прежним
порядкам (означающим невозможность населения
адаптироваться к новым целям и ценностям),
либо террором;
политическая культура способна порождать
новые, нетрадиционные для общества формы
социальной и политической жизни;
комбинировать элементы прежнего и перспективного
политического устройства.
Политической культуре свойственны определенные
функции в политической жизни:
- идентификации. Она раскрывает потребность
человека понимать свою групповую принадлежность
и определять приемлемые для себя способы
участия в выражении и отстаивании интересов
данной общности;
- ориентации. Характеризует стремление
человека к смысловому отображению политических
явлений, пониманию собственных возможностей
при реализации прав и свобод в конкретной
политической системе;
- адаптации. Выражает потребность человека
в приспособлении к изменяющейся политической
среде, условиям осуществления его прав
и властных полномочий;
- социализации. Характеризует обретение
человеком определенных навыков и свойств,
позволяющих ему реализовать в той или
иной системе власти свои гражданские
права, политические интересы;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающе
- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие
всех субъектов власти на базе использования
общепринятых терминов, символов, стереотипов
и других средств информации и языка общения.
Различия в выборе людьми тех или иных
ценностных ориентаций и способов политического
поведения зависит от их принадлежности
к социальным (классы, слои), национальным
(этнос, нация, народ), демографическим
(мужчины, женщины, молодежь и т.д.), территориальным,
ролевым (элита, электорат) и другим группам.
Выработка людьми ценностных ориентаций
и форм поведения на основе групповых
целей превращает политическую культуру
в совокупность субкультурных образований,
характеризующих наличие у их носителей
существенных (несущественных) различий
в отношении к власти и государству, в
способах политического участия.
В зависимости от преобладания в конкретном
обществе того или иного вида ориентации
(например, ориентации на верования или
на знания), Г.Алмонд и С.Верба типологизировали
культуру.