Понятие политологии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Понятие политологии.
Мораль, как воплощение гуманизма.
Основные подходы к правам человека.
Идеи лидерства в истории.
Особенности информационного тоталиризма.
Роль выборов в демократической политической системе

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

Идея гипнотического, завораживающего воздействия лидера на массу, толпу или народ была подхвачена 3.Фрейдом. Он полагал, природа лидера связана с особыми качествами сродни гипнотическим. Фрейд ищет истоки тех механизмов, которые делают подобное воздействие возможным, в потребности любого человека в поклонении авторитетам.

В отличие от социальных психологов, делавших акцент на психологической зависимости  между личностью лидера и массой, социологи того же периода (В.Парето, В.Михельс, Г.Моска, М.Вебер) больше интересовались феноменом политической власти как объясняющим природу лидерства. Так, М.Вебер определяет саму политику через понятие лидерства, которое в свою очередь определяется через понятие власти как главной ценности для лидера. Существенно важным для социологической трактовки лидерства является рассмотрение власти лидера как социального феномена, а не только индивидуального. Работа Г.Моски «Правящий класс» наиболее отчетливо выразила этот подход. В. Парето акцентирует эту проблему в ее динамическом аспекте, показывая зависимость стиля лидерства от социального запроса, который приводит к смене «львов» на «лис» и наоборот. Другой важной особенностью социологической трактовки является выделение ситуации как фактора, определяющего поведение лидера.

Яркими представителями  волюнтаристской теории лидерства, рассматривающей историю как  результат творчества выдающихся личностей, явились Томас Карлейль (1795-1881) и  Ральф Уолдо Эмерсон (1803 - 1882). Они  считали сновную массу населения, не способной нормально существовать без направляющего воздействия  лидеров.

Непосредственное  воздействие на современные концепции  лидерства оказал Габриель Тард (1843-1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство  населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

С многовековой традицией, рассматривающей лидеров  как локомотив истории, принципиально  расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее последовательным, сознательным и умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к классу вспомогательную, служебную роль. И если Маркс и  Энгельс отмечали возможность обособления  политических лидеров от представляемого  ими класса и предупреждали рабочих  о необходимости обезопасить  себя от собственных чиновников, то у Ленина и, особенно, у Сталина  возобладали еще более упрощенные представления о соотношении  масс и политических лидеров. «Массы, - писал Ленин, - делятся на классы ... классами руководят обычно ... политические партии ... политические партии в виде общего правила управляются более  или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные  должности лиц, называемых вождями».

Отрицание исторической роли лидеров свойственно и некоторым  немарксистским исследователям. Они  утверждают, что лидеры не имеют  никакого значения. Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение  лидеров, влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их действия с помощью  конституций, партий и других институциональных  механизмов.

Современные подходы  к исследованию лидерства имеют  не только разные истоки, но и различаются  по своей дисциплинарной принадлежности. Это следует иметь в виду при  поиске методологических ключей к исследованию. Так, следует, прежде всего, отметить вклад психологов, принесших в исследования лидерства различные варианты теорий личности. Они наложили отпечаток именно на понимании личности лидера, его различных характеристик и качеств, позволяющих лидеру стать во главе организации, партии или государства. Психологи также много внимания уделяют отдельным структурным понентам личности (мотивам, потребностям, воле, эмоциям, темпераменту, здоровью, характеру, стилю, Я-концепции, самооценке и др.)

В последние десятилетия  мощным стимулом исследования лидерства  стало развитие теорий менеджмента. Личность лидера в теориях менеджмента  присутствует в той степени, когда  необходимо учесть этот фактор с целью  манипулирования организацией.

Вопрос №49. Особенности  информационного тоталиризма.

Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой. Ф.Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономики Великобритании.

В политической сфере вся власть принадлежит  особой группе людей, которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались с существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения. Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией стал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д. Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феномен тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии эти идеологии имеют свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.).

Вопрос №59. Роль выборов  в демократической политической системе.

Выборы - важнейший  компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с  помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной  системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные  кандидаты наделяются властными  полномочиями. Выборы используются в  различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах  и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах  в масштабах государства, всей политической системы.

 Выборы всегда  связаны с голосованием. Однако  при всей близости этих понятий  они имеют и существенные отличия.  Выборы обычно понимаются как  закрепленный в конституции и  других законах относительно  регулярный, периодичный процесс  избрания состава органов государства.  Голосование же не всегда связано  с выборами. Оно используется  и в различных формах прямой  демократии: в референдумах, опросах,  принятии коллективных решений  на собраниях и т.п.

  Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.

  В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

 Выборы - достаточно  частое в политической и общественной  жизни явление, поскольку они  распространяются на различные  институты и уровни правления:  парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы  субъектов федерации, местные  органы власти. Так, в США один  раз в четыре года проводятся  федеральные, общенациональные президентские  выборы, каждые два года - выборы  в палату представителей - нижнюю  палату конгресса. В эти же  сроки - раз в два года, но  не на два, а на шесть лет,  избирается одна треть членов  верхней палаты конгресса - сената. На уровне штатов регулярно  избираются губернаторы, законодательные  собрания, генеральные прокуроры  и другие должностные лица, на  местном уровне - мэры, советники,  казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли,  надзиратели школ и т.д. Общую  картину дополняют выборы в  партиях, профсоюзах и многочисленных  добровольных ассоциациях. Многообразие  электоральных форм открывает  перед гражданами достаточно  широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.

Литература:

  1. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы

             философии, 1992, № 2.    

  1. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.
  2. http://orags.narod.ru/manuals/politupr

 


Информация о работе Понятие политологии.