Понятие сущности государства в целом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Неотъемлемой чертой политической жизни современной России выступает деятельность различных организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Содержание

Политическая идеология: сущность и функции
Понятие политической идеологии
Уровни политической идеологии
Основные политические течения в современной России

2.1.Либерализм и неолиберализм

2.2 Консерватизм и неоконсерватизм

2.3 Коммунистическая и социалистическая идеология

2.4 Социал-демократия

2.5 Фашизм

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

2.4 Социал-демократия

Наибольшее  влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских  странах) оказала социал-демократическая  идеология, явившаяся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего своего существования она  отстаивала приоритеты социального  и межгосударственного мира и  связывала идеалы справедливого  общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности. Представления о постепенном  реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего Я самоуправления. Проповедуемая  социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая  концепцию классовой борьбы на принципах  «свободы, солидарности и справедливости») в условиях стабильного политического  развития стала весьма привлекательной  программой политического движения. В доктрине социал-демократии большое  место уделялось нравственно-этическим  факторам общественного развития. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией идеи «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и другие факторы негативно сказались на восприятии доктрины социал-демократии в мире. 

В современной  российской политической системе на роль носителя данного политического  течения претендует партия «Справедливая  Россия» во главе с С. Мироновым. 
 

2.5 Фашизм

Фашистская  идеология, возникшая в 20-х гг. XIX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния  на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное  отношение к ней в политической науке.

Сегодня в политологии сложилось двоякое  понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности  политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших  популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был  лидер левого крыла итальянских  социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных  идеях Платона, Гегеля и на концепции  «органистского государства» (оправдывающей  агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства  и элитарность его политических правителей, прославляла войну и  экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и  национал-социализм Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась большей  долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким  уровнем тоталитарной организации  власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

В рамках такого подхода характеристика фашизма  непосредственно связывается с  описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов.

Такая картина эволюции фашизма дает возможность  более четко видеть угрозы, которые  исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки  фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического  участия, благожелательным отношением к историческим фактам сотрудничества с преступными режимами или политическими  деятелями, распространением миссионерских  идей и концепций.

С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного  идейного содержания и формирующаяся  там и тогда, где и когда  в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают  цели подавления демократии, а жажда  насилия и террора подчас заслоняет  задачи захвата и использования  власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или  иных расовых, этнических, классовых, земляческих  и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального  милитаризма, апелляцией к низменным  человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы  власти, полным приоритетом национального  кодекса нравственности над общечеловеческими  ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

Таким образом, у всех идеологий, относящихся  к такому «без цвета и запаха»  фашизму, цели и задачи имеют антигуманистический  характер, их роднит и сходство используемого  в борьбе за власть политического  инструментария. Поэтому от фашистского  перерождения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни религиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное  положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения  этим группам требуемого общественного  статуса.

Понимая фашизм таким образом, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, авторы которых стремятся закрепить чье-либо социальное, национальное, политическое, идеологическое и т.п. превосходство в ущерб другим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

К сожалению в России есть сторонники этой идеологии. К ним можно отнести партию «Национал-большевиков» во главе Э. Лимоновым, движение «РНЕ» и некоторые другие. Все партии данного толка запрещены российским законодательством и преследуются по закону. 
 
 

Заключение

Итак, политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом различную социальную роль.

Все современные  политические идеологии, отражая конфликты  социального бытия, находятся в  постоянном развитии. Идеологии приобретают  новые исторические формы, заимствуя  друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится «социалистичнее», а социализм - «либеральнее». Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Белов  Г.А. Политология. - М.: ЧеРо, 2003. 

2. Василик  М.А. Политология. - М.: АСТ, 2006. 

3. Зеркин Д.П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 

4. Марченко  М.Н. Политология. - М.: Зерцало, 2007. 

5. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Приор, 2001.


Информация о работе Понятие сущности государства в целом