Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:22, контрольная работа
Неотъемлемой чертой политической жизни современной России выступает деятельность различных организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.
Политическая идеология: сущность и функции
Понятие политической идеологии
Уровни политической идеологии
Основные политические течения в современной России
2.1.Либерализм и неолиберализм
2.2 Консерватизм и неоконсерватизм
2.3 Коммунистическая и социалистическая идеология
2.4 Социал-демократия
2.5 Фашизм
2.4 Социал-демократия
Наибольшее
влияние на общественное сознание в
XX в. (в основном в европейских
странах) оказала социал-
В современной
российской политической системе на
роль носителя данного политического
течения претендует партия «Справедливая
Россия» во главе с С. Мироновым.
2.5 Фашизм
Фашистская
идеология, возникшая в 20-х гг. XIX
в., стала одним из знаковых явлений
XX столетия. Ее эволюция, способы влияния
на политические отношения в разных
странах также создали
Сегодня
в политологии сложилось
Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.
В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредственно связывается с описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов.
Такая
картина эволюции фашизма дает возможность
более четко видеть угрозы, которые
исходят от него особенно в переходных
обществах. В них предпосылки
фашизма непосредственно
С другой
точки зрения фашизм интерпретируется
как идеология, не имеющая определенного
идейного содержания и формирующаяся
там и тогда, где и когда
в идейных и практических устремлениях
политических сил на первый план выступают
цели подавления демократии, а жажда
насилия и террора подчас заслоняет
задачи захвата и использования
власти. Политическая линия такого
движения неразрывно связана с утопическими
идеями превосходства тех или
иных расовых, этнических, классовых, земляческих
и иных групп общества, агрессивностью
политических требований, чертами национального
милитаризма, апелляцией к низменным
человеческим чувствам и предрассудкам.
Политическое оформление подобных идеологических
учений и доктрин сопровождается
отвержением демократии как системы
власти, полным приоритетом национального
кодекса нравственности над общечеловеческими
ценностями, безудержной демагогией
в формировании общественного мнения,
насаждением культа вождя. В этом
смысле фашизм предстает как
Таким образом, у всех идеологий, относящихся к такому «без цвета и запаха» фашизму, цели и задачи имеют антигуманистический характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни религиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.
Понимая фашизм таким образом, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, авторы которых стремятся закрепить чье-либо социальное, национальное, политическое, идеологическое и т.п. превосходство в ущерб другим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.
К сожалению
в России есть сторонники этой идеологии.
К ним можно отнести партию «Национал-большевиков»
во главе Э. Лимоновым, движение «РНЕ»
и некоторые другие. Все партии данного
толка запрещены российским законодательством
и преследуются по закону.
Заключение
Итак, политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом различную социальную роль.
Все современные
политические идеологии, отражая конфликты
социального бытия, находятся в
постоянном развитии. Идеологии приобретают
новые исторические формы, заимствуя
друг у друга ценностные ориентиры,
которые лучше выполняют роль мобилизации,
организации определенных социальных
слоев, направляют их социальное действие.
Так либерализм становится «социалистичнее»,
а социализм - «либеральнее». Консерватизм
усваивает ценности либерализма. Современные
идеологии как бы отступают от одностороннего
видения мира, движутся по пути взаимопроникновения
и взаимодополнения. Однако это пока не
приводит к утрате их самоидентичности.
В идеологиях отражается и социальный
интерес и поиск более реалистичных и
эффективных программ общественного развития.
Конкуренция сил, претендующих на власть,
как и конкуренция идеологий - элемент
властеотношений, это мотор политического
развития, одна из гарантий его демократических
тенденций.
Список
литературы
1. Белов
Г.А. Политология. - М.: ЧеРо, 2003.
2. Василик
М.А. Политология. - М.: АСТ, 2006.
3. Зеркин
Д.П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002.
4. Марченко
М.Н. Политология. - М.: Зерцало, 2007.
5. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Приор, 2001.