Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:20, реферат
Общество должно было дорасти до иных методов решения своих проблем, и в том числе между классами. Те же законодательные, исполнительные, судебные органы, возникшие вместе с государством как часть его механизма, не могли сразу быть средствами несилового решения социальных конфликтов. Пройдет немало времени, прежде чем люди задумаются над принципами разделения властей, независимости суда как главного арбитра разрешения общественных противоречий и др. Изменится и отношение к праву, закону в жизни общества.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА………………………..…………………………………………………11
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………..22
Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ…………………………………………………………..31
Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ
ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………...53
Список использованных источников……………………………………………55
Дальнейшее развитие
учения о государстве и праве
связано с именами
Иммануила Канта (1727 – 1804 г.г.) и Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля
(1770 – 1831 г.г.). Кант в работах «К вечному
миру» и «Метафизические начала учения
о праве» даётся обоснование внутренних
моральных истоков свободы человека и
роли права в установлении границ произвола.
Человек, по
Канту, - это цель, а не средство. Способность
человека «давать себе закон» и без всякого
внешнего принуждения бороться за осуществления
этого закона выражает его моральную автономию.
Высшей формой, обеспечивающей свободу,
выступает правопорядок. В праве Кант
видит гарант невмешательства в процесс
индивидуального самовоспитания. Каждый
может быть хозяином самому себе.
Смысл принуждения, по Канту, состоит в
эквиваленте возмещения ущерба, который
принёс потерпевший от преступления. Право
обладает принудительной силой, носителем
которой выступает государство. Гегель
разрабатывает учение о свободной воле,
которая соотносится с правом и представлена
в виде трех ступеней развития: абстрактное
право, моральность и нравственность.
Абстрактное право относится к проблемам
собственности и договора; учение о морали
касается проблем умысла и вины, намерения
и блага, добра и совести; учение о нравственности
включает проблематику семьи, гражданского
общества и государства.
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.
Происхождение государства.
П роблема возникновения
государства и права остается
и, видимо, длительное время останется
в науке дискуссионной. Во-первых,
в основе этой сложнейшей проблемы
лежат различные идейные, философские воззрения и течения.
(Например, есть мнение, согласно которому
государство и право существовали вечно.
Для его сторонников проблемы возникновения
государства и права вообще нет.) Во-вторых,
историческая и этнографическая науки
дают все новые знания о причинах происхождения
государства и права.
Современная материалистическая
наука связывает процесс
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).
Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели—половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности[4].
Родовая организация
общества трансформировалась в государство
эволюционно, сохраняя историческую преемственность,
проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных
форм была, по мнению
Л. Моргана, «военная демократия», где
органы родового общественного самоуправления
еще сохраняются, но постепенно набирают
силу новые предгосударственные структуры
в лице военачальника и его дружины. Здесь
появились зачатки военно-насильственного
принуждения и подавления, ибо традиционная
родовая организация самоуправления уже
не в состоянии была разрешить возникающие
противоречия, все более разрушающие вековые
порядки.
Формирование
государства — длительный процесс, который
у различных народов шел разными путями.
Ныне доминирует мнение, что одним из основных
является восточный путь возникновения
государства, «азиатский способ производства»
(вначале — Древний Восток, затем — Африка,
Америка, Океания).
Здесь очень устойчивыми, традиционными
оказались социально-экономические отношения
и структуры родового строя — земельная
община, коллективная собственность. Управление
общественной собственностью становилось
важнейшей функцией родоплеменной знати,
которая постепенно превращалась в обособленную
социальную группу (сословие, касту), а
ее интересы все более обособлялись от
интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому
историческому пути шел процесс
возникновения государства на территории
Европы, где главным
По вопросу
возникновения государства на территории
Западной и
Восточной Европы в литературе высказаны
две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом
регионе в ходе разложения первобытных
отношений зарождалось феодальное государство
(сказанное относится, прежде всего, к
Германии и России). Приверженцы второй
полагают, что после разложения родового
строя здесь наступает предшествующий
феодализму длительный период, в ходе
которого знать выделяется в особую группу,
обеспечивает себе привилегии, в первую
очередь во владении землей, но крестьяне
сохраняют как свободу, так и собственность
на землю. Этот период они называют профеодализмом,
а государство — профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.
Теории происхождения государства.
Т еории о
происхождении государства стали возникать
вместе с последним, отражая уровень развития
экономического строя и общественного
сознания.
Остановимся на некоторых из них.
Теологическая
теория является одной из самых древних.
Ее создатели считали, что государство
вечно существует в силу божественной воли,
а потому каждый обязан смиряться перед
этой волей, подчиняться ей во всем.
Так, в законах царя Хаммурапи (древний
Вавилон) говорилось о божественном происхождении
власти царя: «Боги поставили Хаммурапи
править
"черноголовыми"»; «Человек является
тенью бога, раб является тенью человека,
а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В
древнем Китае император именовался сыном
неба. В более близкие нам времена идею
богоустановленности государственной
власти продолжало развивать христианство.
«Всякая душа да будет покорна высшим
властям,—говорится в послании апостола
Павла к римлянам,— ибо нет власти не от
Бога, существующие власти от Бога установлены».
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
В средние века,
обосновывая существование в
Англии абсолютизма, Р.
Фильмер в работе «Патриархия, или защита
естественного права королей» (1642 г.) со
ссылками на патриархальную теорию доказывал,
что первоначально Бог даровал королевскую
власть Адаму, который поэтому является
не только отцом человеческого рода, но
и его властелином.
Патриархальная
теория нашла благоприятную почву
в России. Ее активно пропагандировал
социолог, публицист, теоретик народничества Н. К.
Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский
также считал, что древнейший тип государственной
власти развился непосредственно из власти
отцовской.
Видимо, не без влияния данной теории пустила
глубокие корни в нашей стране вековая
традиция веры в «отца народа», хорошего
царя, вождя, этакую суперличность, способную
решать все проблемы за всех. По сути своей
такая традиция антидемократична, обрекает
людей на пассивное ожидание чужих решений,
подрывает уверенность в себе, снижает
у народных масс социальную активность,
ответственность за судьбу своей страны.
Патернализм, вождизм
порождает и многочисленных идеологических
«оруженосцев», готовых на все лады восхвалять
вождей, оправдывать в глазах людей самые
негативные их действия и решения. Наиболее
уродливо эта тенденция проявилась
во времена сталинского тоталитаризма.
Культовая идеология не только оправдывала,
но и всячески восхваляла концентрацию
неограниченной власти в руках Сталина,
сразу же превращая каждый его шаг в
«исторический», «судьбоносный», «решающий».
Вся страна оказалась вовлеченной в это
грандиозное восхваление, почти эпическую
лесть, пронизанную идеей непогрешимости,
всеведения, всесилия и всезнания одного
человека. Но под аккомпанемент оглушающей
культовой идеологии шел небывалый разгул
беззакония и произвола. Человеческая
личность ни социально, ни юридически
не была защищена.
Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
Органическая теория – ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.
Информация о работе Понятие, сущность и назначение государства