Понятия и принципы правового государства. Характеристика социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).

Вложенные файлы: 1 файл

политология ира.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Чрезвычайно актуальным для России является развитие как теории правового и социального государства, так и практик его построения в силу стремления нашей страны быть ведущим демократическим государством в мире. России необходимы не только выверенные концепции правового и социального государства для разрешения многих экономических,  юридических, социальных, политических проблем, стоящих перед Российской Федерацией, но и учет опыта их построения за рубежом. В этом плане является актуальным изучение анализируемых концепций в их динамике в условиях развития российского государства. При этом критически должен изучаться опыт реализации анализируемых концепций в Западной Европе, США и других странах.

Российское государство, перейдя к рыночной экономике  и отказавшись от административно-командной системы управления,  не может в настоящее время решать проблемы социального характера без привлечения частного капитала. Именно это обстоятельство актуализирует проблему  партнерства государства и частного бизнеса, которое недостаточно регулируется в настоящее время федеральным  законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. В этом особенность России по сравнению с другими развитыми европейскими государствами.

Характеризуя концепции  правового государства, сформированные  в трудах русских ученых второй половины ХIХ –  ХХ веков, их необходимо рассмотреть в контексте значимости для Российской Федерации, возможности реализации некоторых идей в практике государственного строительства.

В конце ХХ – начале ХХI века проблема социального государства стала предметом исследования российских ученых. В научный оборот понятие «социальное государство» было введено в середине ХIХ века немецким ученым Лоренцом фон Штейном, который выработал критерии социального государства. Во-первых, оно должно поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, а во-вторых, оно «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, так как развитие одного выступает уровнем развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Наиболее значимыми исследованиями социального государства в России являются работы В.Я. Баталова, В.В. Дашкевич, В.А. Иваненко, В.С. Нечаевой и других. По мнению И.А. Иванникова,  «социальное государство, как и учения о нем, возникает на базе правового государства». И.А. Иванников отмечает, что «сами названия «правовое государство» и «социальное государство» некорректны, так как все государства имеют право и состоят из определенного социума. Куда вернее название «гуманное государство», тем более что уже хорошо известно понятие «гуманный закон». Государственная власть в гуманном государстве обязана поддерживать равенство в правах и свободах всех классов, наций и иных социальных общностей, а также отдельных индивидов».

С точки зрения Т.В  Милушевой, «движение к демократическому, правовому, социальному государству  актуализирует проблему установления пределов его деятельности. Необходимость  исследований в данной сфере детерминирована, с одной стороны, уровнем развития современного общества, требующего высокого качества власти, с другой – противоречивой природой самой государственной власти. Будучи необходимым элементом оптимальной организации жизнедеятельности общества, власть, достигнув определенной критической массы, способна превращаться в самодовлеющую силу, приобретать разрушительные качества, стремиться к дальнейшему неограниченному росту». Доверие к власти, её поддержка в решающей степени зависят от её легитимности и порядка в системе управления. Но, к сожалению,  сегодня в России возникло взаимное отчуждение власти от народа, народа от власти. Нет согласия между обществом, государством и гражданином, которые все чаще не понимают друг друга, говорят на разных языках. Чтобы выйти из этого положения, российские ученые-гуманитарии выдвигают концепцию «социального партнерства». Предполагающего необходимые компромиссы, учет и баланс интересов «сторон», взаимную терпимость, согласие, ответственность».

В работах И.А. Иванникова неоднократно отмечалось, что для построения правового государства большое значение имеют общие (экономические, политические, идеологические, социальные) и специальные (правовые, профессионализм государственных служащих) предпосылки.

По мнению  И.А. Иванникова, можно выделить следующие десять признаков правового государства:

«1. ограничения государственной  власти правами и свободами человека и гражданина;

2. разделение властей  на политическую, законодательную  и судебную (по вертикали);

3. федеративного государства,  которое по горизонтали разделяет государственную власть;

4. верховенство закона, ограничения им государственной  власти и его господства в  общественной жизни;

5. взаимной ответственности  государства и личности;

6. правового равенства  и равного пользования правом;

7. высокого уровня правосознания и правовой культуры в обществе;

8. наличия открытого  гражданского общества и осуществления  контроля с его стороны за  выполнением законов всеми субъектами  права;

9. запрета обратной  силы закона;

10. суверенитета народа».

Изучение  концепций правового государства, сформированных  в трудах отечественных ученых, и форм реализации этих концепций правового государства позволяет сделать следующие выводы:

1. Основополагающий смысл правового  государства состоит в обеспечении  господства права или правового закона, а не просто верховенства закона во всех сферах общественных отношений. Главный смысл такого различия заключается в признании специфики права как системы воплощения в нем общепринятых принципов и демократических ценностей.

2. Идеи правового государства на протяжении второй половины XIX – начала XX века, а затем в конце  XX – начала XXI века пропагандировались и разрабатывались в России. Теоретическую завершенность концепции правового государства в России получили в произведениях видных правоведов и философов  второй половины XIX – начала XX. В конце  XX – начала XXI века в России появились концепции правового государства, достойные реализации в современной Российской Федерации.

3. Становление идеи социальной  государственности и её воплощение  в жизнь не могут происходить вне экономического, политического, идеологического и духовно-культурного контекстов. Только экономически, политически, идеологически и духовно сильное Российское государство может рассчитывать на приобретение ещё одной важнейшей своей грани - социальное.

4. Между правовым и социальным  государством есть существенные  различия. Социальное государство,  по сути, должно вмешиваться в  жизнь общества, обеспечивать правовыми  способами его социальную стабильность, гарантировать и защищать жизненно важные права его членов.


Информация о работе Понятия и принципы правового государства. Характеристика социального государства