Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:48, реферат
Краткое описание
В соответствии со ст.11 (Конституции 1993г.), Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст.110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство — высший орган исполнительной власти. Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4 РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ПРАВИТЕЛЬСТВО 4 СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 6 СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 7 СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 7 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 11 СРОК ПОЛНОМОЧИЙ И ОТСТАВКА 13 КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 16 ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА 16 ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА 20 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЕГО ЧЛЕНОВ 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Соблюдение основных прав и свобод граждан
находится под контролем исполнительной
власти.
Перечень полномочий Правительства,
предусмотренный ст. 114 Конституции РФ,
не является исчерпывающим Конституцией,
федеральным законом, указами Президента
Правительства наделено и другими полномочиями.
Так, например, право законодательной
инициативы, полномочия определенные
Таможенным кодексом РФ и другие.
Функции
правительства
Положение правительства в системе органов
государственной власти характеризуется
его функциями. Рассмотрим важнейшие
функции Правительства.
Управление государственным аппаратом
является одной из основных функций правительства.
Правительство не только играет решающую
роль в деле комплектования всего государственного
аппарата, но и руководит его деятельностью.
Современный государственный аппарат,
приспособленный для осуществления многообразных
государственных функций, не только велик
численно, но и очень сложен в чисто организационном
отношении. Правительство, являющееся,
прежде всего политическим институтом,
направляет и координирует деятельность
государственного аппарата через министерства,
департаменты, штабы и другие ведомства.
По отношению к государственному аппарату
правительство выступает в качестве центра,
который на основании полученной им информации
принимает решения, осуществляемые различными
звеньями этого аппарата.
Исполнение законов по букве конституции
— важнейшая функция правительства. Подобное
утверждение является аксиомой для классического
государствоведения, строго придерживавшегося
принципа разделения властей. Согласно
традиционной теории правительству вверяется
исполнительная власть, т.е. ему вменяется
в обязанность заботиться о должном исполнении
законов, принимаемых парламентом.
Контроль над законодательной деятельностью
парламента фактически превратился
в самостоятельную функцию правительства.
Этот контроль осуществляется по двум
главным направлениям.
Во-первых, правительство является главным,
источником законодательной инициативы.
Во-вторых, правительство оказывает решающее
воздействие на законодательный процесс.
В президентских республиках правительство
осуществляет этот контроль в меньшей
степени и в иных формах, чем в парламентарных
странах, но он все же достаточно эффективен.
По общему правилу в президентских республиках
правительство использует для этого право
вето и непосредственные контакты с парламентариями,
партийные фракции при этом играют значительно
меньшую роль, в то время как в парламентарных
странах именно фракции являются главным
средством, с помощью, которого правительство
контролирует законодательный процесс.
Одним из важных вопросов деятельности
Правительства является нормотворчество.
В ст. 115 Конституции РФ говорится, что
на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов, нормативных
указов Президента РФ, Правительства РФ
издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение. Этим определяется
подзаконных характер актов, издаваемых
Правительством, обязательность их соответствия
Конституции, законом и нормативным указам
Президента РФ.
В соответствии со ст. 104 Конституции
РФ Правительство России обладает правом
законодательной инициативы, которая
означает, что оно может самостоятельно
подготавливать проекты законов и выносить
их на рассмотрение в Государственную
Думу.
Правовые акты Правительства являются
важным звеном правовой системы России,
и их основные формы устанавливаются в
Конституции. Конституция определяет.
Что формами правовых актов Правительства
России являются постановления и распоряжения,
которые обязательны к исполнению на всей
территории Российской Федерации. Постановлениями
Правительства Российской Федерации должны
оформляться решения, имеющие нормативный
характер или наиболее важное значение.
Решение по оперативным и другим текущим
вопросам издаются в форме распоряжений
Правительства Российской Федерации.
Постановление принимается на заседаниях
Правительства при наличии кворума и путем
голосования. Постановление Правительства
подписывается Председателем Правительства
или его Первым заместителем.
Кроме того, в качестве постоянного органа
Правительства в его аппарате действует
Президиум Правительства, который призван
решать текущие и оперативные вопросы.
Заседание его проводятся
по мере необходимости, а принятые решения
оформляются в форме постановлений и распоряжений
Правительства, однако они не должны противоречить
решениям, принятым на заседаниях Правительства
Российской Федерации.
Необходимо отметить, что, устанавливая
правовые формы актов, издаваемых Правительством
РФ, Конституция РФ в то же время возлагает
на Правительство обязанность обеспечивать
их исполнения. Это помогает их оперативному
и точному практическому внедрению, поскольку
чаще всего тяжесть исполнения падает
на те же органы исполнительной власти,
которые подготавливают соответствующие
акты.
Постановления и распоряжения Правительства
РФ обязательны к исполнению в Российской
Федерации, т.е. на всей ее территории и
всеми субъектами и органами местного
самоуправления. Обязательность распространяется
на всех граждан и должностных лиц, на
все общественные объединения, государственные
и частные предприятия. Таким образом,
конституционный статус актов Правительства
ставит эти акты по их обязательности
в один ряд с законами и указами Президента
РФ. Хотя по юридической силе они стоят
ниже, чем последние, так как принимаются
на основании и во исполнении выше стоящих
актов.
Интересен вопрос о том, могут ли акты
Правительства РФ отменять или приостанавливать
акты исполнительной власти субъектов
РФ. Статья 77 Конституции РФ определила,
что в пределах ведения Российской Федерации
и ее полномочий по предметам совместного
ведения федеральные органы исполнительной
власти субъектов Федерации образуют
единую систему исполнительной власти.
Кроме того, из установленного Конституцией
РФ обязательного характера актов Правительства
РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае
расхождения этих актов с актами исполнительной
власти субъектов РФ приоритет отдается
постановлению или распоряжению Правительства
РФ.
Постановления и распоряжения Правительства
РФ в случае их противоречия Конституции
РФ, федеральным законам и указам Президента
РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Такое правило выглядит совершенно естественным,
так как Президент РФ, во–первых, является
гарантом Конституции РФ, а во–вторых,
по существу возглавляет исполнительную
власть.
Хотя инициатива отмены неконституционного
и незаконного акта Правительства находится
в руках у главы государства, ясно, что
и без его решения любой акт Правительства,
противоречащий Конституции РФ и федеральным
законам, юридически ничтожен с самого
начала.
Федеральным конституционным законом
о Правительстве РФ установлено, что постановления,
и распоряжения Правительства РФ подлежат
обязательному опубликованию в «Российской
газете» и «Собрании законодательства
в Российской Федерации» не позднее 15
дней со дня их подписания.
Акты Правительства РФ, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, вступает в силу не ранее
дня их опубликования.
Ответственность
правительства и его членов
Надо различать политическую ответственность
правительства и его членов перед парламентом
или главой государства (ответственность
за политику) и юридическую их ответственность
за правонарушения. Политическая ответственность
перед парламентом имеет место только
при парламентарных и смешанных формах
правления, политическая ответственность
перед главой государства - при некоторых
смешанных и президентской формах правления,
а ответственность за правонарушения
- при любых.
Политическое и правовое значение правительства
отчетливо проявляется в его взаимоотношениях
с парламентом. В общем, виде эти отношения
можно определить как взаимодействие
и взаимозависимость. Зависимость правительства
от парламента прослеживается во многом.
Парламент утверждает бюджет и акты о
налогообложении. От них прямо зависит
финансирование, судьба правительственных
планов, программ.
В результате деятельности правительства
заключаются договоры с иностранными
государствами, которые затем утверждает
(ратифицирует) парламент. Иногда требуется,
чтобы парламент предварительно санкционировал
заключение международных договоров.
Например, в Испании договоры политического,
военного характера, а также соглашения,
затрагивающие территориальную целостность,
права и свободы личности, государственные
финансы и ранее изданные законы заключаются
по предварительному разрешению Генеральных
Кортесов.
Парламент принимает законы, которые
обязывают правительство и в целом администрацию
государства. Само собою это подразумевает,
что высокопоставленные лица зависят
в выборе своих подчиненных от того, как
депутаты посмотрят на организацию и стоимость
государственной администрации. Акты,
изданные правительством или министерствами,
могут утратить силу, если парламент издаст
закон, устанавливающий новые правила
по тому же предмету правового регулирования.
Парламенты обычно участвуют в решении
вопроса об ответственности главы правительства,
министров.
Встречаются две основные формы парламентского
недоверия — вотум недоверия и резолюция порицания.
Обе имеют одинаковые последствия - правительство
уходит в отставку либо глава государства
распускает парламент, назначает выборы,
и вновь избранные депутаты решают вопрос
о доверии министрам. Наконец, возможны
одновременно и отставка правительства,
и роспуск парламента.
Вотум доверия либо недоверия выносится
по инициативе самого правительства, которое
обращается к парламенту за поддержкой.
Надо сказать, что такое обращение может
быть спровоцировано депутатами, которые
проводят расследования правительственной
деятельности, заявляют запросы и, таким
образом, компрометируют правительство,
вынуждая его просить парламент о доверии.
Запрашивая доверие, кабинет министров
предлагает депутатам одобрить правительственную
политику, проект бюджета или какой-либо
законопроект, имеющий принципиальное
значение. Если правительству не удается
получить большинство голосов в свою поддержку,
то считается, что ему вынесен вотум недоверия.
Резолюцию порицания парламент принимает
по инициативе депутатов, которые не согласны
с программой правительства, недовольны
проводимой политикой. Для того чтобы
резолюция была принята и правительство
ушло в отставку, за нее должно проголосовать
большинство депутатов.
В каждом из названных случаев требуется
набрать большинство в пользу той стороны,
которая ставит вопрос о доверии. Получение
большинства голосов представляет собой
сложную задачу.
Предположим, что мнения парламентариев
разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов
поддерживает правительство, другая треть
выступает против него, а остальные имеют
неопределенную позицию и воздерживаются
от подачи голосов. При такой расстановке
правительство не получит доверия, если
обратится за вотумом, - ему нужно большинство,
а в пользу правительства настроена лишь
треть депутатов. В итоге правительство
получит вотум недоверия. Если же группа
депутатов планирует смену правительства
и предлагает принять порицающую его резолюцию,
то и они не добьются успеха, так как против
правительства настроена только треть
парламента, - резолюция порицания не состоится,
и, следовательно, правительству будет
выражено доверие.
Недоверие может быть выражено не только
всему составу правительства, правительственной
программе, но и отдельным, скомпрометировавшим
себя министрам.
Особо можно отметить такую разновидность
политической ответственности, как ответственность
за исполнение бюджета: не утверждение
парламентом отчета об исполнении бюджета
влечет в нормальных условиях отставку
правительства. Политическая ответственность
перед главой государства имеет место
обычно в виде смещения правительства
или министра. Напомним, что во многих
странах ответственность правительства
за проводимую политику - солидарная: при неодобрении
этой политики в отставку уходят все члены
правительства, даже если кто-то из них
в чем-то с этой политикой не соглашался.
Выносить внутренние разногласия на общий
суд нельзя; если такое случится, это влечет
отставку соответствующего члена правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги сказанного, можно теперь
по настоящему оценить роль и место Правительства
РФ, как высшего органа исполнительной
власти в осуществлении государственной
власти в Российской Федерации. Естественно
с принятием Конституции РФ 1993 года статус
Правительства существенно вырос, по сравнению
каким он раньше был. Однако в настоящей
Конституции РФ, на мой взгляд, находят
свое место и положения, которые ущемляют
статус Правительства, делая его на практике
только в части высшим органом исполнительной
власти. По существу руководство Правительством
РФ и соответственно исполнительной властью
осуществляется Президентом РФ. Поскольку
сам Президент РФ представляет кандидатуру
на должность Председателя Правительства
РФ, а также оказывает влияние на подбор
кандидатур других членом Правительства.
Все это делает Правительство чисто «президентским».
В связи с чем положение Конституции РФ
о том, что Правительство осуществляет
государственную власть наравне с Президентом
РФ, Федеральным собранием и судами, ставится
под сомнение.
Исходя из вышеизложенного видно, что
основными функциями Правительства являются
организация исполнения федеральных законов,
систематический контроль за их исполнением
органами исполнительной власти всех
уровней и принятие необходимых мер по
устранению допущенных нарушений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Атаманчук Г.В. Теория государственного
управления. –М.: 2001
Баглай М.В. Конституционное право РФ:
Учебник для вузов. –М.: ИНФРМА–М. 2000
Ковешников Е.М. Конституционное право
Российской Федерации, М.,2001