Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 11:35, контрольная работа
Многообразие конституционного развития суверенных государств современности, разнообразие конституционно-правовых систем позволяет раскрывать общие черты правительства, свойственные группам государств, нескольким или двум государствам, избравшим путь конституционной демократии.
Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………………4
1.1 Политический статус правительства…………………………………………...4
1.2 Функции правительства…………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………...9
Список использованных источников……………………………………………10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 ПРАВИТЕЛЬСТВО
И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………
1.1 Политический
статус правительства………………………………………….
1.2 Функции правительства……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………10
Введение
Многообразие конституционного развития суверенных государств современности, разнообразие конституционно-правовых систем позволяет раскрывать общие черты правительства, свойственные группам государств, нескольким или двум государствам, избравшим путь конституционной демократии.
Исполнительная власть
На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром.
Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представитель региональной администрации.
Цель данной контрольной работы – изучить политический статус правительства и его функции.
ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (то есть административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации.
Правительство как высший орган исполнительной власти имеет ряд признаков:
Подзаконность. Речь идет о том, что исполнительная власть является вторичной (производной) от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и быть направлены на исполнение закона.
Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.
Предметный характер. Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет реализацию политики страны в различных сферах жизни общества. Для осуществления этой цели в руках исполнительной власти находится аппарат чиновников, армия, милиция, а также материальные, финансовые и другие ресурсы.
С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.
Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. (Великобритания).
Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие (Германия, Италия).
В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства , что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.
Возможно создание и правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте не имеют. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов (Скандинавские страны).
Беспартийное правительство - образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что служебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время.
В демократических странах представители той или иной партии в правительстве не следуют указаниям центральных органов партии, находящихся вне парламента. Напротив, именно руководящие деятели парламентской фракции или ее представители в правительстве считаются главными лидерами партии.
Глава правительства в большинстве стран именуется премьер-министром, то есть первым министром и выступает как олицетворение всего правительства. С прекращением по любой причине полномочий главы правительства в демократических странах прекращаются полномочия всего правительства. Особый статус главы правительства находит свое отражение в конституциях.
Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство - в Чехии, Колумбии, Российской Федерации; Кабинет - в Японии; Совет Министров - в Индии; Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе; Государственный совет - в Китае; Федеральное правительство - в Германии; Федеральный совет - в Швейцарии; Административный совет - в Корейской Народной Демократической Республике и так далее. Различия в наименовании не влекут за собой изменение сущности правительства. Оно создается практически при любых формах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране .
Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и другие. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. В Дании правительство под председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государственным советом, а под председательством Премьер-министра - Советом министров.
Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности партийной системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной власти. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом. В этих странах, имеющих развитую и сравнительно устойчивую партийную систему, правительство всегда состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни, поскольку оно включает в свой состав лидеров политического большинства. Следовательно, ведущей фигурой выступает не глава государства, а премьер-министр.
По-другому выглядит роль правительства в президентской республике. Здесь выборный народом президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров. Правительство, являясь обычно однопартийным, несет ответственность перед главой государства, который никому не подконтролен.
В полупрезидентской республике в положении правительства можно наблюдать элементы, как первой, так и второй из рассмотренных форм правления. Правительство здесь формируется президентом, но оно делит свою ответственность между ним и парламентом. Глава государства формально не входит в исполнительную власть, но по существу, ее возглавляет, т. к. может председательствовать в совете министров. Правительство здесь обычно однопартийное, хотя может включать и представителей других партий.
Преимущество положения правительства при данной форме правления состоит в его стабильности при сохранении известного контроля со стороны парламента. Такая форма правления обычно утверждается в странах с многопартийной системой по причине обилия разнопартийных представителей в парламенте, постоянно создающих серьезные помехи для стабильности правительства.
Правительство не только
Правительство, являющееся, прежде всего политическим институтом, направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства. По отношению к государственному аппарату правительство выступает в качестве центра, который на основании полученной им информации принимает решения, осуществляемые различными звеньями этого аппарата.
Осуществляется по двум главным направлениям.
Во-первых, правительство является главным источником законодательной инициативы. В президентских республиках возможности правительства в этом плане в определенной степени ограничены. В парламентарных странах правительство является фактически единственным субъектом законодательной инициативы.
Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на законодательный процесс. В президентских республиках правительство осуществляет этот контроль в меньшей степени и в иных формах, чем в парламентарных странах, но он все же достаточно эффективен. По общему правилу в президентских республиках правительство использует для этого право вето и непосредственные контакты с парламентариями. Партийные фракции при этом играют значительно меньшую роль, в то время как в парламентарных странах именно фракции являются главным средством, с помощью которого правительство контролирует законодательный процесс.
Правительство является автором большей части нормативных актов, действующих в любом государстве.
Нормоустанавливающая деятельность правительства может быть подразделена на три основные отрасли.
Составление доходной и расходной частей бюджета осуществляется различными административными ведомствами, а окончательный проект представляется на утверждение правительства министерством финансов.
Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, с помощью которых осуществляются внешнеполитические функции государства. Оно комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингент вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.
Информация о работе Правительство и его роль в политической системе общества