Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:52, контрольная работа
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так.
Цель данной работы заключается в исследовании сущности правового государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Принципы правового государства 4
2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 11
2.1 Высокий уровень материального обеспечения населения 11
2.2 Высокий уровень культуры 12
2.3 Демократия и политический плюрализм 14
2.4 Деидеологизация общества и управления 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17
Правовое государство представляет собой форму ограничения власти правами и свободами человека, которые являются важнейшим противовесом всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение. В силу этого приоритет прав человека по отношению к государству является одним из главных принципов правового государства, с которым связаны иные его принципы, служащие осуществлению свободы и прав человека: построение государственной и общественной жизни на принципах права, разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства. «Цель правового государства - обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве. Права человека держат дистанцию между индивидом и государством. Правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты».
Современный период исторического развития характеризуется определенным расширением международных отношений в сфере сотрудничества по защите прав человека. Россия в последние годы включилась в систему защиты прав человека на межгосударственном уровне. Это, в свою очередь, предопределило изучение и обеспечение тех достижений мировой цивилизации, которые называют общечеловеческими ценностями.
В большинстве стран современного мира права человека расширяются. Они закрепляются не только в законодательстве государств, но и в различных международных договорах и соглашениях. Ведущее место среди них занимают Всеобщая декларация прав человека (1948г), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г). Сюда же можно отнести и ряд других не менее важных документов международного уровня, которые запрещают всякую расовую дискриминацию, дискриминацию в отношении женщин, применение пыток, содержат соглашения в сфере трудовых отношений и т.д.
Создание правового государства невозможно без формирования полноценного гражданского общества, свободно и независимо функциони-рующего параллельно с государством, которое представляет собой «некую межгосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным принципам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого».
Именно в нем человек в полной мере способен реализовать свои права и свободы, самореализоваться, именно гражданское общество призвано стать институтом, ограничивающим государство в его стремлении к полной власти. Это общество осознает свои права, свободы, обязанности и ответственность. В нем провозглашаются и воплощаются в жизнь: права и свободы человека и гражданина, демократия и разделение властей, равенство всех перед законом и судом, идеологический и политический плюрализм, свобода слова и печати, запрет вмешательства государства в частную жизнь граждан, взаимные права, обязанности и ответственность государства, общества и граждан, претворяется в жизнь справедливая социальная политика. Такое общество должно быть открыто. Формирование гражданского общества изменяет и роль государства в обществе. Правовое государство подчинено гражданскому обществу. Это - инструмент обеспечения жизнедеятельности гражданского общества и всех его членов.
В этой связи следует обратиться к следующей проблеме: личность - гражданское общество - государство. Суть ее состоит в том, чтобы максимально раскрепостить человека - личность, создать условия, способствующие максимальному развитию его активности, разумной свободы в экономической, политической и прочих областях общественной жизни. Именно на основе свободной и активной личности, которой присущи самые разносторонние потребности и интересы, и базируется гражданское общество. Последнее объединяет все эти отношения, связи, структуры, соотносит их друг с другом, налаживает между ними максимально плодотворное взаимодействие, для чего в качестве важного организующего начала, полностью подконтрольного гражданскому обществу, формирует государство.
Сама проблематика взаимоотношений гражданского общества и государства имеет довольно длинную предысторию и отражает ту или иную философскую систему понимания мира и назначения в нем человека.
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества обусловлена также тем фактором, что принцип правового государства в самом начале своего зарождения представлял собой систему гарантий, посредством которой формирующееся гражданское общество могло отстоять свое право на существование и общественную значимость. Правовое государство предполагает не только разделение властей по горизонтали и вертикали (в случае федеративного государства), но разграничение функций и установление баланса между государством и гражданским обществом.
3. Принцип легитимности государственной власти заключается в том, что формирование, полномочия, пределы государственной власти, ее содержание регламентируются правом, основываются на праве. Важным инструментом легитимации власти является формирование наиболее важных ее органов посредством избрания их населением.
В случае, если деятельность органов государственной власти не основана на праве, не подчиняется предписаниям правовых норм - такое государство не может быть признано демократическим. Этот принцип правового государства логически вытекает из принципа господства права.
4. Взаимная ответственность государства и человека означает, что в своих взаимоотношениях государство и гражданин выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями, за неисполнение которых они должны нести ответственность. Еще И.Кант сформулировал данную идею следующим образом: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
Государство не только вправе требовать от человека выполнения ее обязанностей, но и само несет ответственность перед ним за выполнение определенных обязанностей. Гражданин обязан соблюдать Конституцию, быть законопослушным, а государство обязано возмещать убытки, причиненные им человеку, и обеспечивать ему равные с другими индивидами возможности для самореализации, защищать и обеспечивать его права и свободы, поддерживать правопорядок.
Человек вправе требовать от государства исполнения его обязанностей, в том числе в судебном порядке. Если человек исчерпал все возможности получения правовой защиты внутри государства, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.
Человечество выработало различные формы ответственности как по отношению к государству, так и по отношению к индивиду. Формами ответственности государства являются: политическая, конституционная, имущественная ответственность. Формы ответственности индивида - административная, имущественная, дисциплинарная, уголовная. Достаточно сложно обстоит дело с разграничением ответственности государства и государственного служащего, проводящего политику государства. Она решается путем возложения части ответственности (имущественной) на государство, а части (политической, конституционной, административной, дисциплинарной) - на государственного служащего.
В то же время правовое государство предполагает режим законности во всех сферах жизни общества, обусловливающий уважение граждан к праву и закону, а также наличие юридической ответственности граждан за злоупотребление правом или неисполнение обязанности.
5. Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование различных ветвей власти, прежде всего, законодательной, исполнительной и судебной. Деятельность различных ветвей власти должна быть основана на системе сдержек и противовесов. Неразрывно связан с принципом разделения властей и принцип независимости суда. В англосаксонской системе права этот принцип наиболее важен. В Англии, а затем в Америке идея господства права материализовалась в институте сильного независимого суда, который стоит на страже права перед писаными законами. В романо-германской системе авторитет писаного права существенно выше, а роль суда несколько менее значима.
Российские ученые часто выдвигают принцип разделения властей на первое место в системе принципов правового государства. Думается, однако, что этот принцип предназначен, прежде всего, для наиболее эффективной защиты прав и свобод человека от произвола государства, отдельных его органов, поэтому он имеет подчиненный характер по отношению к перечисленным выше принципам правового государства.
6. Установление механизма гарантий прав и свобод человека, иными словами - должная юридическая процедура.
Права и свободы, их конституционное закрепление не имеет никакого смысла без создания по-настоящему действенной системы их защиты, системы гарантий от нарушения их, в том числе и со стороны государства. Ярким примером, подтверждающим этот тезис, является закрепление в Конституции СССР 1936 г. наиболее полного и демократического на тот момент перечня прав и свобод человека и гражданина. Однако реализация на практике конституционных положений была невозможна, в том числе и потому, что механизм их реализации и защиты не был создан.
В каждом конкретном случае правовое государство должно обладать набором юридических процедур, с помощью которых гражданин может реализовать или защитить свои права. Отсутствие юридической процедуры фактически лишает гражданина возможности реализовать свои права и делает их лишь пустыми словами.
К сожалению, государство часто по различным причинам не в состоянии обеспечить реальность даже тех прав, которые оно законодательно провозглашает. Происходит своего рода разрыв между провозглашением и практикой реализации. В различных странах масштабы и существо этого разрывам различны, неодинаковы также его причины и источники, методы и способы его преодоления.
Проблемы, возникающие в связи с практической реализацией рассматриваемого нами принципа, поистине универсальны и затрагивают самые различные вопросы правовой жизни как отдельного государства, так и всего человечества. Об этом свидетельствует целый ряд международных пактов и соглашений в области прав человека, подписанных и ратифицированных большинством европейских и других государств мира. Международное сообщество стремится к созданию действенных механизмов международной защиты прав человека, принуждения государств к их повсеместному соблюдению, в том числе путем установления основ юридических процедур в межгосударственных актах.
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Формирующееся на пике современной цивилизации и культуры качественно новое общество характеризуется рядом черт, которые прогнозировались для будущей формации еще марксизмом: огромный рост производительных сил на основе достижений НТП, постепенное обобществление производства, стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом, классовых противоречий, социальная защищенность трудящихся, свобода и справедливость, развитие личности, распределение по труду, личному вкладу в материальное и духовное производство.
В разных регионах планеты такое общество, безусловно, будет иметь свои отличия не только в области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста цивилизации, но и по преобладанию в рамках экономического плюрализма тех или иных форм собственности на средства производства и его продукты. Тем не менее нельзя не учитывать тенденции, особенно в развитых странах, к национализации производства, науки, техники и технологии, к сближению и взаимообогащению культур, к установлению непосредственных связей между людьми и народами разных регионов, стран, континентов, к совместному решению коренных глобальных проблем на нашей планете, к торжеству нового мышления, проистекающего из упрочения мирового сообщества, наличия его общих задач сохранения и развития земной цивилизации и характеризуемого приоритетом общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными интересами. По всей видимости, постиндустриальное общество вне специфики тех или иных стран имеет общие черты, которые предопределяют следующие основные социальные предпосылки формирования правового государства.
2.1 Высокий уровень материального обеспечения населения
Он может быть достигнут при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего отношениями собственности на средства и продукты производства, особенно на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но и в его деконцентрации, диктуемой степенью развития производительных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющейся инфраструктурой и т.п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государства в состояние экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергаются конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающиеся от уровня производительных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном итоге отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве.
Информация о работе Правовое государство: сущность и условия формирования