Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными

организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

 

Россия еще по крайней  мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданское общество

 

Гражданское общество не изобретение  нашего времени. Идеи о гражданском  обществе существовали и в Древней  Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ

 Т. Гоббс в своих  трудах «О гражданине» и «Левиафан»  изложил цельную концепцию гражданского  общества, возникающего в процессе  перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному  обществу, в котором царят порядок  и мир. В дальнейшем идея  гражданского общества разрабатывалась  Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом  и другими мыслителями.

 

Структура гражданского общества:

  1. Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
  2. общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
  3. союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
  4. научные и культурные организации, спортивные общества;
  5. муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
  6. независимые средства массовой информации;
  7. церковь;
  8. семья

 

Важными факторами становления  гражданского общества являются:

1) экономические – многоукладная  экономика, разнообразие формы  собственности, регулируемые рыночные  отношения;

2) политические – децентрализация  властных полномочий, разделение  властей, политический плюрализм,  доступ граждан к участию в  государственных и общественных  делах, верховенство закона и  равенство всех перед ним;

3) духовные – отсутствие  монополии одной идеологии и  мировоззрения; свобода совести,  цивилизованность.

 

Таким образом, гражданское  общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

 

Гражданское общество и государство  взаимно дополняют друг друга  и зависят одно от другого. Без  зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового  демократического государства, поскольку  именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

 

В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового  государства. Он включает три основных элемента:

  1. осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
  2. создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
  3. функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

 

Такой механизм сложился в  результате длительной эволюции государства  и гражданского общества.

 

Для успешного функционирования политической системы из возможных  вариантов взаимосвязи государства  и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное  свертывание функций государства, искусственное упразднение их или  неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство  слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо  почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения  государства к народу.

Заключение

 

Итак, правовое государство—многомерное  развивающееся явление. В ходе общественного  прогресса оно приобретает новые  свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим  началом любого правового государства  является его связанность правом. Правовое государство — эго такая  форма организации и деятельности государственной власти, которая  строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь в том  случае, если оно выступает мерой  свободы всех и каждого, если действующие  законы реально служат интересам  народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует  о наличии в обществе правовой государственности.

 

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности  как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит  непосредственно производителям и  потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как  собственник продуктов своего личного  труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности и свободы  собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

 

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через  систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия  для реализации каждым гражданином  своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.  Правовое государство — это одновременно и социальное государство.

 

Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим  правовой государственности реально  утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает  произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических  методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным  воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его  цивилизованности, гуманизм в социально-экономических  и политических, отношениях.

 

Что касается российского  гражданского общества, то оно находятся  в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью  общественно-политических структур, замедленным  выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального  слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности  и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой  Конституции Российской Федерации  процесс формирова­ния гражданского общества и правового государства  получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены  высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

 

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного  и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации  бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы  стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных  рычагов в этом плане является правовое регулирование осново­полагающих  отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении  посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему  вмешательству государства в  дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать  обязанности государства перед  гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений  о правовом государстве.


Информация о работе Правовое государство и гражданское общество