Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 06:40, контрольная работа
Цель работы – раскрыть сущность такого понятия как правовой статус судей в Российской Федерации.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию): изучение единства правового статуса всех судей и различия в их правовом положении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей.
Введение
Глава 1. Правовой статус судей
1.1 Судьи - носители судебной власти
1.2 Различия в правовом положении судей
Глава 2. Порядок отбора кандидатов на должности судей
2.1 Общие требования
2.2 Существенные предпосылки назначения
2.3 Требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
«Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений»[2].
Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей.
Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.
Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней.
Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. Инициатива, направленная на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейской должности может быть проявлена не только каким-то государственным органом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководством соответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим 25 лет и имеющим высшее юридическое образование.
Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи, А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год - два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.
После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.
2.2 Существенные предпосылки назначения
Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат статье 119 Конституции Российской Федерации, так как последняя, как уже подчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможность установления Федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации.
Тем самым Конституция допустила возможность повышения Федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизить ни один Федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения статьи 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.
Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права».
Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля, выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз.
Положения статьи 119 Конституции Российской Федерации не препятствуют предъявлению указанных требований. Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В статье 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» указано, что «…военнослужащие военных судов проходят военную службу, на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей», другими нормативными актами и указанным Федеральным законом.
Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах. Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъявляемых к судьям и к кандидатам на должность судьи, не означает, что требования, адресованные первым, не относятся ко вторым.
В частности, к кандидату на должность судьи относятся положения Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при исполнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.[3]
В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.
Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в статье 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.
Что же касается положений части 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то они, прежде всего, имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.
При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.
2.3 Требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации
Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье Конституционного Суда Российской Федерации, причем не только дополнительные, но даже и те, которые известны Закону о статусе судей.
Действующий закон о Конституционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями о запрете совместительства, данными в части 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судье Конституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельность допустима постольку, поскольку занятие оной не препятствует выполнению обязанностей судьи.[4]
Отвлечение от основной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно Закону о Конституционном Суде судьи этого суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и движениям.
Согласно закону он не имеет права их материально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.
Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья Конституционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Судом высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде.[5]
Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления Федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
Заключение
Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Правовая система Консультант плюс.- 2009.- № 1.
2. Закон о статусе судей в Российской Федерации от 26.06.1992г. № 3132-1 // Правовая система Консультант плюс.- 2015.- № 1.
3. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. проф. В.П. Божьева.- М.: Спарк, 2009.- 400с.
4. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие. / Печников Н.П.- Тамбов.: ТГТУ, 2006.- 108с.
5. Правоохранительные органы: Конспект лекций. / Беленков Р.А.- М.: Приор, 2009.- 112с.
6. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие. / Чуфаровский Ю.Ю.- М.: БЕК, 2008.- 154с.
7. Правоохранительные органы: Учебное пособие. / Чувилев А.А. и Чувилев Ан.А.- М.: Юриспруденция, 2007.- 176с.
8. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. / Б.Т. Безлепкин.- М.: Юрист, 2011.- 349с.