Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа
Как известно, право — это совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных государством в отношении определенных сфер жизни и деятельности.На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами. В нашей стране такими нормами являются Конституция, законы Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах.Наиболее полный перечень законов и кодексов представлен в разделе «Законы».
1. Введение 2
2. Защита информации на предприятии 3
3. К чему может привести утечка информации? 4
4. Защита от утечки информации и проведение политики информационной безопасности 4
5. Правовая защита информации 5
6. Правовое регулирование защиты информации в России 5
7. Создание правовых механизмов защиты информации 9
8. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 12
9. Правовые основы деятельности по защите информации от несанкционированного доступа
9.1. О категориях информации 17
9.2. О режимах защиты информации 20
9.3. О категории "служебная тайна" 20
9.4. О некоторых вопросах организации защиты информации 21
9.5. О контроле состояния защиты конфиденциальной информации 22
10. Заключение 24
Ответственность за правонарушения по этому направлению информационной безопасности регулируются нормами статей УК РФ: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 138), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).
Примером нормы об
В целом вопросы этого
направления правового
Защита открытой информации
осуществляется нормами
Защита информации
При разработке
Базовым законом в области защиты информации является принятый в начале 1995 года Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (далее для краткости - "Закон об информации"), который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
В соответствие с этим
Законом должны быть приведены
ранее изданные Президентом
Закон гласит:
информационные ресурсы
государственные информационные ресурсы
Российской Федерации формируются
в соответствии со сферами ведения
как: федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся
в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
государственные информационные ресурсы
являются ОТКРЫТЫМИ и ОБЩЕДОСТУПНЫМИ.
Исключение составляет документированная
информация, отнесенная законом к
категории ОГРАНИЧЕННОГО
документированная информация с ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, и КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ (статья 10, часть 2).
конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 2);
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями, отнесены к категории конфиденциальной информации (статья 11, часть 1).
Из этого Закона следует:
информация из любой области знаний и деятельности в принципе является открытой и общедоступной, если законодательством не предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке;
категория "конфиденциальная информация",
в соответствии с понятием, приведенным
выше из статьи 2 "Закона об информации",
объединяет все виды защищаемой информации
(тайн). Это относится и к
Отнесение информации к
к государственной тайне - в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
к конфиденциальной информации - в
порядке, установленном
к персональным данным о гражданах - федеральным законом.
В соответствии с "Законом
об информации" режим защиты
информации устанавливается (
в отношении конфиденциальной информации
- СОБСТВЕННИКОМ информационных ресурсов
или уполномоченным лицом на основании
"Закона об информации"; в отношении
персональных данных - отдельным федеральным
законом. Принципиальным здесь является
положение, что режим защиты конфиденциальной
информации определяет ее собственник,
то есть соответствующий орган
Категория "СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА"
ранее применялась для
во-первых, информация с грифом "секретно" теперь составляет государственную тайну;
во-вторых, применение грифов секретности для других категорий информации не допускается в соответствии со статьей 8 указанного Закона.
Вместе с тем, Гражданским
кодексом Российской Федерации,
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Информация, составляющая служебную
или коммерческую тайну, защищается
способами, предусмотренными настоящим
Кодексом и другими законами.
Из этого следует, что произошло
изменение содержания категории "служебная
тайна": с января 1995 года под ней
(по аналогии с коммерческой тайной
в негосударственных
За разглашение служебной
тайны уголовная
Первое. В одном органе
Статьей 21 (часть 3) "Закона
об информации" предусмотрен контроль
со стороны органов
Это означает, что контроль
состояния защиты должен
информацию, составляющую государственную тайну;
конфиденциальную информацию;
персональные данные о гражданах.
При этом, контроль в равной степени
должен охватывать и негосударственные
структуры при наличии у них
(при передаче им на законном основании)
указанных видов информации, входящих
в государственные
Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", который вступил в силу в 1992 году.
Для признания авторского права на программу для компьютера не требуется ее регистрации в какой-либо организации. Авторское право на программу возникает автоматически при ее создании. Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:
- буквы "С" в окружности © или круглых скобках (с);
- наименования (имени) правообладателя;
- года первого выпуска
Например, знак охраны авторских прав на текстовый редактор Word выглядит следующим образом: © Корпорация Microsoft, 1983-2003.
Автору программы принадлежит
исключительное право осуществлять
воспроизведение и
Необходимо знать и выполнять существующие законы, запрещающие нелегальное копирование и использование лицензионного программного обеспечения. В отношении организаций или пользователей, которые нарушают авторские права, разработчик может потребовать через суд возмещения причиненных убытков и выплаты нарушителем компенсации.
В заключение хотелось бы подчеркнуть и о международном сотрудничестве Российской Федерации в области защиты информации. С учетом исторического опыта в качестве основных партнеров для сотрудничества в данной области Российская Федерация рассматривает государства – члены СНГ. Однако нормативная база по вопросам защиты информации в рамках СНГ развита недостаточно. Представляется перспективным осуществлять указанное сотрудничество в направлении гармонизации законодательной базы государств, их национальных систем стандартизации, лицензирования, сертификации и подготовки кадров в области защиты информации. В рамках практической реализации Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов, подписанного 22 января 1993 года в г. Минске, Правительством Российской Федерации был заключен ряд международных договоров в области защиты информации (с Республикой Казахстан, Республикой Белоруссия и с Украиной).