Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:07, реферат
Системы как философское понятие – это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
Правовая система – это «вместилище, средоточия разнообразных юридических явлений». Ж. Карбонье отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» была бы лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным.
Введение………………………………………………………………………...стр.2
I. Право и правовая система – понятие, структура и классификация……………………………………………………………..3-7
II. Основные правовые семьи народов мира…………………..……...….7-14
Заключение………………………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………………………16
- имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой;
- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
- весомое положение
занимают подзаконные
- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
- правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
- на первом
месте находятся не
- особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.8
Главное отличие Романо-германской правовой семьи от «общего права» в том, что в первом право основано строго на законе, а не на судебном прецеденте. Судья Романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного и (или) конституционного суда. Но и в этом случае высшая судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно правовых актах.
К Романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках Романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (России, Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственная именно Романо-германской правовой семье.
Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации имеет определенную новизну и поэтому придается в дополнительном обосновании.
Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью и изменение юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье.
Речь идет о государствах бывшего социалистического содружества: СССР, ГДР, СФРЮ, Польши, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии – которые составляли, в частности, по мнению французского копративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.9
Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфической правовой семьи были в свое время социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», которые с помощью права стремилась утвердить и развить государственная власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, Романо-германского, традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько довольно разнохарактерные критериев: от технико-юридических до социально-экономических и идеологических.
В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуаций, сложившихся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в сферу социалистического права.
Проблемный аспект темы в нашей литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться. Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к Романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их возвращении в это сообщество. На этой позиции основаны сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирование своего социально-экономического уклада.
Однако принятие этой позиции будет означать, что бывшие социалистические страны, и прежде всего республики СССР ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей. Так как славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфики правовых ценностей славянских стран многие теоретики считаю, что о возвращении в романо-германскую семью, в настоящее время, не может идти речь.
Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какое-либо вероучение.
Мусульманское право – одна из основных правовых систем (правовых семей) современности, комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие связанные с религией системы права, мусульманское право является, как правило, не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины, но не на иноверцев. Источниками права являются Коран, Сунна, Иджма, Кияс. 10
Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, не урегулированных в прямой форме Кораном и Сунной. И представляют собой комментарии, которые восполняют пробелы в религиозных нормах. поскольку окончательное толкование ислама дается в Иджма, Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие Иджма.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писанных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.
Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связанно с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до постоянного времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.
Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне не снижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.
Заключение.
Правовая система – это сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Если система права – «своеобразная карта» национального права, то типология (классификация) правовых систем создает своеобразную «правовую карту мира», раскрывавшую специфику институтов, используемых для юридического регулирования в тех или иных странах, и показывающую к каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара.
Для правовой системы характерен сложный и противоречивый процесс развития. Ее формирование происходит постоянно, поскольку отдельные элементы то устаревают и требуют обновления, то меняют свой характер и внутренние связи. Функционирование, действие правовой системы также происходит непрерывно, что вызывается потребностями общества и государства в правовом регулировании. Причем и тот и другой процессы проявляют себя двояким образом. Наблюдаются своеобразные циклы, например, после принятия Конституции РФ. Перестройка власти и обеспечения правопреемственности в обществе требуют устойчивости правового регулирования, и становится понятно, почему правосознание и правовая культура меняются медленно, а массивы правовых актов – гораздо быстрее.
Все эти элементы пока не удалось в полной мере осознать и урегулировать. В научной литературе известные понятия «применение права» и «реализация права» позволяют лишь рассмотреть динамику отдельных правовых элементов. Внесистемная характеристика актов и норм затрудняет понимание влияния на них других элементов. И хотя в правовой системе «солирует» какой-либо один элемент, он всегда находится в зависимости от цикла развития, а остальные элементы – во внутрисистемной связи с ним.
Литература.
1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. - М.: Юристъ., 2001. - С. 178.
2Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. - М.: Юристъ., 2001. - С.179
3 Сорокин В.В. Право и время: Правовая система и переходное время // Известия вузов. Правоведение. – 2002. – 1. – С. 180.
4 Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. – 1998 – 4/5. – С.13.
5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. - М.: Юристъ, 2001. - С.188
6 Сухарев А.Я. и др. Правовые системы мира. Энциклопедический справочник. - М.: Норма, 2002. - С. 830.
7 Сухарев А.Я. и др. Правовые системы мира. Энциклопедический справочник. - М.: Норма, - 2002. С. 831.
8 Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2001. - С99.
9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. - М.: Юристъ, 2001. - С.193
10 Сухарев А.Я. и др. Правовые системы мира. Энциклопедический справочник. - М.: Норма, 2002.- С.830.