Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:14, курсовая работа
Процесс сравнения права разных стран не всегда проходил гладко. Сказывалось явное или кажущееся превосходство одних правовых систем над другими, прямое навязывание юридического мышления и правовых стереотипов одних стран (в частности «великих» колониальных держав) другим странам, недооценка роли и значения правовых систем, сложившихся у одних наций и народов, другими нациями и народами. Все это и многое другое, касающееся социальной, экономической, политической и иных сторон внутренней жизни и взаимоотношений между государствами, не могло способствовать сближению их социально-экономической и политической систем, установлению и укреплению связей между ними, а, следовательно, и выработке потребностей в сравнительном исследовании их права. Тем не менее, такое сравнительное исследование правовых систем имеет значение не только для теории, но и для практикующих юристов, так как это может помочь в усовершенствовании существующего права.
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика системы права
1.2 Способы классификации правовых систем
2. Романо-германская правовая семья
2.1 Правовые системы, примыкающие к Романо-германской правовой семье
2.1.1 Латиноамериканское право
2.1.2 Япония
2.1.3 Скандинавское право
3. Семья общего права
3.1 Английское право
3.2 Право США
4. Семья социалистического права
5. Мусульманское право
6. Право Индии
6.1 Право индусской общины
6.2 Национальное право Индии
7. Правовые системы Африки и Мадагаскара
Заключение
Список литературы
В итоге Второй мировой страны восемь государств в Европе стали под разными названиями социалистическими республиками. По своим главным направлениям развитие европейских социалистических стран шло по тому же пути, что и Советский Союз.В этих странах были отменены нормы, отражавшие классовый характер права. В целом же старое право сохранилось. Благодаря исторической традиции в этих странах существовало демократическое сознание, которого не было в СССР. Это демократическое сознание после распада Советского Союза ведет эти страны к возвращению в Романо-германскую правовую семью.
Структура права.Система права.
Система советского права по внешнему виду с некоторыми оговорками остается такой же, как и система права Романо-германского типа.
Конституционное право. Характерны две
черты конституционного права: ведущая
роль, отведенная коммунистической
партии, и осуществление власти и управления
Советами всех уровней. Если отсутствует
одна из этих черт, то такая страна не может
быть отнесена к социалистическим.
Гражданское право. Центральным в гражданском праве являются новое понятие социалистической собственности, ее различные формы, правовой режим, гарантии. Регламентация личной собственности отодвинута на второй план.Правовые понятия.
Собственность. Для советского права институт собственности - это совокупность норм, которые определяют не только порядок присвоения материальных благ и переход права собственности на имущества, но также порядок управления имуществом и относящиеся к нему юридические действия.Единству режима собственности в странах романской системы советское право противопоставляет три различных режима - личной собственности, кооперативной собственности и государственной собственности.
Частная собственность переименована в личную собственность, чтобы подчеркнуть, что собственность может быть использована исключительно для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов или спекуляции.Примером кооперативной собственности является колхозная собственность. Эту форму собственности нельзя рассматривать ни как расчленение собственности, ни как подлинно вещное право. Право пользования является бессрочным.
Еще более своеобразна
Договоры, которые выступают «вне плана», - между торговыми предприятиями и потребителями, между гражданами - довольно близки к договорам, принятым в буржуазных странах. Регламентация и понятие договоров в сфере плана полностью обновлены в результате неизвестного несоциалистическим странам особого характера связи, которая существует между договорами и планом.Источники права.
Под источником права советский юрист понимает, прежде всего, экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине, обуславливает и определяет правовую систему данной конкретной страны. В этом смысле основной источник советского права образует соединение двух факторов: обобществления средств производства и установление в стране власти народа. И только во вторую очередь говорят о формах права, называя источниками права те технические приемы, с помощью которых в этой стране и в данный период создают, находят или уточняют юридические нормы.
Закон.Очевидно и неоспоримо, что закон в широком смысле слова представляет собой основной источник советского права. В социалистических странах первенство закона связано с тем, что в нем видят наиболее естественный способ создания права, которое при всём этом отождествляется с волей правящих.
Советский Союз. Закон в формальном
смысле - это всякий акт, принятый парламентом
и промульгированный
Толкование законов советскими судьями должно быть не грамматическим, а логическим, направленным на то, чтобы увидеть в тексте закона его подлинный смысл с учетом всей системы действующего права и основных принципов государственной политики.Другие страны Восточной Европы. Как и в СССР, во всех европейских социалистических государствах основной источник права - закон. И здесь государственная власть сконцентрирована в парламенте, который один лишь правомочен определять политику страны и издавать законы. Однако, имеются и отличия. Так в Югославии в 1963г. создан Конституционный суд, правомочный просить парламент вновь рассмотреть принятый им закон, который суд считает неконституционным.
Толкование законов мало чем отличается от принятого в СССР. Оно должно быть строгим, что неоднократно подчеркивалось в юридической литературе этих стран.Судебная практика.
Для судебной практики исключается возможность выступать в роли создателя норм права, и она строго ограничена ролью интерпретатора права. Суды не призваны ни создавать право, ни развивать его, приспосабливая к обстоятельствам. От судей требуется только применение права.
Тем не менее, роль судебной практики весьма значительна. Ссылки на судебные решения помогают более живо и конкретно разъяснить предписания закона. Судьи уточняют, как следует понимать конкретный закон, восполняют пробелы в законодательстве.В других социалистических странах судебная практика играла несколько большую роль, чем в СССР. Это подтверждает сравнение сборников судебной практики, издаваемых в СССР и других странах социалистического права.
Обычай.В советском праве
Доктрина.Относительно доктрины можно
сделать некоторые замечания, связанные
с особенностями советской
Такого рода документы, как партийные программы и решения, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное значение неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по самым разным вопросам.Юристы других социалистических стран, более приверженные к западной концепции интеллектуальной свободы и сохранившие более тесные связи с Западной Европой, не столь доктринальны, как советские авторы.
5. Мусульманское право
Мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама.
Структура права.Наука мусульманского права, или, точнее, доктринальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает «корни» и объясняет, каким образом, исходя из каких источников, возник комплекс правил, составляющих шариат (то, что называют мусульманским правом), божественный закон. Кроме того, она изучает «содержание», то есть решения, которые содержат нормы материального мусульманского права.
Источники права.Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.
Коран и Сунна. Основой мусульманского права является священная книга ислама - Коран, состоящий из высказываний Аллаха последнего из его пророков и посланцев Магомету. Юридические положения Корана находятся в определенном количестве его строф. Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (70 строф), строфы, касающиеся «гражданского права» (70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и строфы, относящиеся к «международному праву» (25).Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна - это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета. Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только аутентичные адаты могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.
Иджма. Отвергаемая некоторыми шиитами,
иджма считается третьим
6. Право Индии
Индусское право - это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Также как ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных догм и к определенному пониманию мира. Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ жизни; таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль, которая в других типах общества принадлежит праву.6.1 Право индусской общины
Шастры. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Имеются шастры трех видов, ибо поведение людей можно определить тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Шастры учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, - это наука дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть, и специально искусству руководить (артха - наука пользы и политики). Шастры развивают также науку удовольствий - кама. Все три шастры легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.
Дхармы изложены в специальных
трактатах, именуемых дхармашастры
(законы Ману, законы Яджнавалкья). От дхармашастр
неотделимы и другие сборники - нибандхазы,
которые являются как бы комментариями
дхармашастр. Цель их - разъяснить
часто неясный смысл дхармашастр, сделать
их понятными простым людям, разрешить
явные противоречия между дхармашастрами.
Судебное решение не может рассматриваться как обязательный прецедент; его авторитет ограничивается конкретно рассмотренным делом.6.2 Национальное право Индии
Современная тенденция в Индии - заменить традиционные концепции религиозного права западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называют индийским правом, в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если частные положения этих законов оговаривают, что они не распространяются на отдельные категории граждан.Понятие lex loci. Понятие территориального права (lex loci), рассматривающие право как комплекс норм, не связанных ни с религией, ни с племенными обычаями, - это понятие западное, современное, чуждое индийским традициям. Создание такого права казалось наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам.