Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, реферат
Целью работы является исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
- исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
- исследовать проблематику правотворческой деятельности;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты;
- рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты, а также юридическую технику.
Введение
Глава I. Правотворчество: понятие и принципы
ГлаваII. Виды правотворческой деятельности, стадии законодательного процесса, законодательная техника
1. Виды правотворчества
2. Законотворческий процесс и его основные стадии
3. Законодательная (юридическая) техника
Глава III. Правотворческая деятельность Российских судов
Заключение
Список литературы
Содержание:
Глава I. Правотворчество: понятие и принципы
ГлаваII. Виды правотворческой деятельности, стадии
законодательного процесса, законодательная техника
1. Виды правотворчества
2. Законотворческий процесс и его основные стадии
3. Законодательная (юридическая) техника
Глава III. Правотворческая деятельность Российских судов
Введение
Процесс правотворчества это сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой то минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним, поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.
Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как:
- Интересен
для исследования вопрос
- Правотворчество
имеет потому огромное
- Правотворческая
деятельность – сложнейший
- Принципы
действия современного
В отечественной
и зарубежной литературе проблемам
правотворчества посвящено
Таким образом, целью настоящей работы является исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
-
исследовать законотворческий
-
исследовать проблематику
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты;
-
рассмотреть виды
Глава I.
Правотворчество: понятие и принципы
По мнению
одних авторов, правотворчество
выступает как периодически оформленная
процедура деятельности по формированию
и закреплению воли класса (народа)
в правовых актах по изменению
и обмену этих актов. Другая позиция
заключается в широкой
Правотворчество
отличается своим созидательно-
Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.
Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.
Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума была принята Конституция России.
Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.
Строгая
дифференциация правотворческих полномочий.
Реализация этого принципа имеет
огромное значение в условиях государственно-
Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия.
ГлаваII.
Виды правотворческой
Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.).
Можно выделить следующие виды правотворчества:
1) принятие
нормативных правовых актов
2) непосредственное
правотворчество народа путем
всенародного волеизъявления
3) санкционирование
государственными органами
4) создание судебного прецедента.
Референдум
- это всенародное голосование
по вопросам, имеющим наиболее важное
государственное значение. Принятые
на референдуме решения обладают
высшей юридической силой и не
нуждаются в последующем
Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).
Понятно, что в каждой стране правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах. В Великобритании, например, правотворческая деятельность осуществляется в таких ее видах, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов управления и местных органов государственной власти (самоуправление), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющие дело с правовыми обычаями.
В идеальном
государстве, вполне справедливо рассуждают
английские авторы, законодательная
власть «предположительно должна была
ба оставаться исключительной привилегией
парламента – законодателей, непосредственно
подотчетным избирателям». Теоретически
эта посылка справедлива и
для государственного механизма
современной Англии, но в реальной
жизни парламенту «приходится передавать
часть своих законодательных
полномочий подчиненным ему
В российской
практике правотворчества
В Российской Федерации право и обязанность правотворческой
деятельности возложены на высшие и местные органы государственной власти и управления, сам народ (путем участия в референдуме), субъекты
федерации, путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления.
В соответствии
с Конституцией предусматривается,
например, заключение правовых договоров
о разграничении предметов