Практическая работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:07, практическая работа

Краткое описание

В становление политологии вносили вклад не только американские ученые. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает в Западной Европе. Так, в 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, ныне - Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. На сегодняшний день невозможно представить политическую науку без идей, внесенных европейскими исследователями - М. Вебером, В.Парето и др.

Содержание

1.Становление политологии как самостоятельной науки
2.Ресурсы и виды власти. Теория разделения властей
3.Политическое лидерство: его природа, функции и типология
4.Понятие и структура политической системы, типология политических систем
6.Особенности демократии и демократический тип личности
7.Понятие, сущность и типология политической культуры.
9 Международные отношения: сущность, субъекты, институты

Вложенные файлы: 1 файл

практическая.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Современные   западные   политологи   определяют    лидерство    как многогранное понятие. При его характеристике  выделяются:

а)  характер  самого лидера;

б) свойства его приверженцев, избирателей;

в) взаимосвязь его  с избирателями  (конституентами); 

г)  конкретные  ситуации,   в   которых лидерство осуществляется.

Таким образом, у лидерства  много  аспектов  и сводить все только к личностным факторам нельзя.   

 Политический  лидер  одновременно  является  субъектом  и   объектом политического процесса.  Субъектом  его  делает  то,  что  он  по  своим незаурядным качествам становится во главе социально-политических движений с целью реализации интересов  общностей,  его  выдвигающих.  Ради  этого лидер наделяется властными полномочиями, т. е. правом направлять усилия, волю, интеллект людей, а также  оперировать  материальными,  финансовыми ценностями.   

 Политический лидер  одновременно и объект политики. Различные  эпохи, разные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами,  в  основе  которых   постоянно   действующий   критерий   — эффективность его деятельности для удовлетворения запросов  и  интересов той общности, которая прибегла к его  услугам.  Более  того,  в  решении различных проблем он всегда  испытывает  влияние  и  давление  различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их  предложения и требований, к компромиссам.    

Политическое  лидерство  имеет  определенные  признаки: 

1)  наличие собственной  политической   программы,   умение   реализовать   ее;  

2) популярность, авторитет,  ответственность. Только тот,  кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера; 

3)  постоянно всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать  кредит доверия.   

 Политические лидеры, выражая интересы определенных  классов и партий, оказывают значительное  воздействие на ход событий.     Роли лидеров особенно велика в переломные  периоды  развития,  когда требуется  быстрое  принятие  решений,  способность   правильно   понять конкретные задачи. При этом бытует мнение,  что  «сильный  лидер»  может решить все проблемы.   

 Действительно, на определенном  этапе  может  возрасти  эффективность деятельности при жестком,  требовательном  лидере.  Но  основная  задача лидера вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать массу людей в решение назревших проблем общественной жизни.   

 В этой связи  политическая наука считает необходимым  особо  выделить следующие черты лидера:   

 — умение учитывать,  выражать  и  отстаивать  взгляды  той  или  иной общественной группы;   

 — интересы общества  для него  должны  быть  выше  личных  интересов. Именно это создает ему в значительной мере авторитет;   

 — способность  организовать активные действия  людей;   

 — коммуникабельность  и ораторские способности;   

 — высокая политическая  культура;   

 — яркая личность, эрудированность, корректность (т. е.  вежливость), высокие нравственные качества — честность и порядочность;   

 — политический  лидер должен иметь собственную  политическую программу и должен  бороться за осуществление этой  программы. Поэтому  важны  такие личные качества лидера как: воля, целеустремленность, настойчивость;    

 — важной чертой  является популярность, т. е. умение  завоевать массы.   

 Лидерами не рождаются,  а становятся, их создает  авторитет.  Поэтому овладеть искусством лидера способен не каждый субъект политики. Им может быть только личность, которая  отличается  самостоятельностью  мышления, выражает  интересы  масс.  Принимая   политические   решения   —   уметь приспособить их к реальным условиям находить  правильные  управленческие решения.   

 С научной  точки  зрения  представляет  интерес  типология  лидеров.   

 Одна из первых  типологий  была  предложена  немецким  социологом  М. Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц,  осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы  и  вызвать повиновение», М. Вебер различал:   

1) традиционное лидерство, основанное на вере  в  святость  традиций (например, старший сын монарха  после  его  смерти  сам  «законно»  (или легитимно) становится монархом;   

2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в  законность существующего порядка  и  его  «разумность».  В  нем  лидер  —  чиновник выступает не как индивид,  от  которого  исходит  власть,  а  как  агент определенной  государственной  функции,  рациональной  с  точки   зрения целостности системы (вспомним годы правления Л.  И.  Брежнева  и  К.  У. Черненко);    

3)    харизматическое    лидерство,    основанное    на    вере    в сверхъестественные способности вождя, на культе его  личности.  Подобный лидер  обладает  в  глазах  последователей  подчас   магической   силой. Харизматическое  лидерство,  по  М.  Веберу,  возникает  в   критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы  оно  трансформируется  в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы».   

 

По стилю деятельности типы  лидера  выделяются  как  авторитарный  и демократический.   

 Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Связи  между членами  группы  сведены  на  нет  и  проходят  под  контролем   лидера. Авторитарный   лидер   пытается    повысить    активность    подчиненных административными   методами.   Его   главное   орудие    —    «железная требовательность», угроза наказания.    

Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого  в деятельность  групп,  не  концентрируют  ответственность,  а   стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества.

По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:   

1) универсальный, то  есть постоянно проявляющий качество лидера;   

2)  ситуационный,  проявляющий  качество   лидера   в   определенной  ситуации.

По содержанию типы лидерства  выделяются как:   

 а)  лидер-вдохновитель,  разрабатывающий  и  предлагающий  программу поведения;   

 б) лидер-исполнитель,  организатор выполнения уже заданной программы;    

 в) лидер, являющийся  одновременно и вдохновителем,  и организатором.

По  видам  деятельности  различают  «формальное»  и   «неформальное» лидерство.     Формальный  лидер  связан  с  установленными  правилами   назначения  руководителя и подразумевает функциональные отношения.     Неформальный лидер возникает на основе личных отношений  участников. Эти  виды  лидеров  либо  дополняют  друг  друга  и  сочетаются  в  лице авторитетного  руководителя,  либо   вступают   в   конфликт   и   тогда эффективность организации падает.   

 Политологи обычно  разделяют индивидуальное лидерство  — лидер  и  его последователи и коллективное лидерство — элита и массы.

4.Понятие и структура политической системы, типология политических систем.

Политическая система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др.  
Регулирующая подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование, и деятельность политических  институтов и функционирование политической системы общества в целом.  
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества.  
Политико-идеологическая подсистема включает, политические концепции, теории, взгляды.

Типология политических систем

Монархия - это такая  форма государственного правления, при которой верховная государственная  власть полностью или частично принадлежит  единоличному главе государства, обычно получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами.

6.Особенности демократии и демократический тип личности.

Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

  1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов
  2. Народ является единственно легитимным источником власти
  3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление  требует обеспечения ряда прав для  каждого члена общества. С демократией  связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Демократическая личность - тип личности, характеризуемый:  
- уважительным и доверительным отношением к людям;  
- терпимостью и склонностью к поискам компромиссов;  
- высокой информированностью и самостоятельностью суждений;  
- гражданственностью и социальной активностью;  
- благоразумием и приверженностью общечеловеческим ценностям.

7.Понятие, сущность и типология политической культуры.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

1) Патриархальная (традиционная, приходская политическая культура). Характерна для политически неразвитых  обществ. Социальные роли в  таких обществах еще не распределены  между субъектами. Люди не имеют  четких политических ориентации. Ярче всего проявляются ориентации на местные ценности (клановые, родовые, племенные) – это местный патриотизм, семейственность, групповщина, коррупция. Представления о политической жизни смутны, отношение к ней – безразлично. От политики люди ничего не ожидают. Люди с традиционной ориентацией мало восприимчивы к ценностям мировой политической культуры.

2) Подданническая политическая  культура (культура подчинения). Формируется  в условиях феодализма, тоталитарного  и авторитарного политических режимов. Для подданнической культуры характерна политическая пассивность граждан, их отстраненность от политики. Подданные знают о существовании специализированных политических институтов, способны оценивать их деятельность и ориентироваться в политике, но интерес проявляют лишь к практическим результатам правления политических вождей. Подданные всегда и во всем подчиняются власти из страха перед репрессиями и из тайного ожидания благ за своё «послушание».

3) Активистская (партисипативная)  политическая культура (культура участия). Соответствует модернизированному обществу с развитой и дифференцированной политической системой. Граждане проявляют высокую заинтересованность в политике, стремятся активно участвовать в ней, рационально направляя политический процесс в желательное русло при помощи законных средств и инструментов («рационально-активистский» тип отношения к политической системе). Члены общества ориентируются не только на господствующие, но и на альтернативные политические ценности – в этом проявляются плюрализм, толерантность и творческое отношение к политике. 

9 Международные отношения: сущность, субъекты, институты.

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Обычно выделяются следующие  виды субъектов международного права:

государства как основные субъекты международного права;

международные организации, прежде всего, Организация Объединенных Наций;

народы, борющиеся за самоопределение.

.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Практическая работа по "Политологии"