Практическая работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 13:06, практическая работа

Краткое описание

Задание № 1 Как вы считаете, прав ли был политолог Г.Лассуэл, который считал, что политика – это наука о влиянии и влиятельных людях? Аргументируйте свою позицию. Задание №3 Каждый режим представляет собою особый характер взаимоотношений граждан и государства. Охарактеризуйте права и обязанности граждан и государства, характерные для различных политических режимов.

Вложенные файлы: 1 файл

Практическая работа по полтитологии Ивановой О.С..docx

— 32.73 Кб (Скачать файл)

республиканские (коллегиальные,  выборные) 

  Российская  Федерация представляет  собой республику смешанного  типа, поскольку формирование Правительства  РФ осуществляет Президент РФ  с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.   

  Республиканская форма правления  в России имеет  особенности по сравнению с типичными  формами президентской и парламентской  республик. “Гибридный” характер новой  формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.

В Российской Федерации насчитывается 89 субъектов, которые относятся к:

1) республикам;

2) автономным округам;

3) автономной области;

4) областям;

5) краям;

6) городам федерального значения.

Особенность автономной области и автономных округов состоит в том, что они (исключение составляет Чукотский автономный округ) одновременно входят в состав других субъектов Федерации - краев или областей. Федеративное устройство Российского государства основывается на ряде принципов. Первым из них следует отметить государственную целостность. Этот принцип означает, что Российская Федерация - единое, нераздельное государство, включающее в свой состав государственные образования, не имеющие права выхода из Федерации. Запрет на выход из состава государства субъектов федерации соответствует международному праву и мировому опыту федеративного устройства.

С государственной целостностью тесно связан другой принцип федеративного устройства России - единство системы государственной власти. Федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему государственной власти. Федеральные органы государственной власти распространяют свои полномочия на всю территорию Федерации, органы субъектов Российской Федерации - на территорию соответствующего субъекта.

К принципам федеративного устройства России относится равноправие и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Самоопределение наций может осуществляться в различных формах, но в рамках единого государства.

Еще один принцип федеративного устройства России --равноправие субъектов Российской Федерации. Это равноправие, прежде всего, проявляется:

- в  равенстве прав и обязанностей  субъектов Федерации;

- в  равных пределах компетенции  субъектов всех видов, в одинаковой  степени ограниченной компетенцией  самой Российской Федерации;

- в  равном представительстве всех  субъектов в Совете Федерации.

Рассматривая государственное устройство Российской Федерации в настоящее время, можно сказать, что - Российская Федерация это федеративное государство (т.е. сложное, союзное государство как результат объединения государственных образований - членов федерации). Характеризуя форму государства с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что Российской Федерации - демократический режим.  
 
Характерным признаком демократического режима в России, может служить то обстоятельство, что в России сложился конституционный строй - такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - являются основной обязанностью государства.  
 
Если обратится к конституции Российской Федерации, то в преамбуле и главе 1 Конституции выражена целостная система принципов конституционного строя. Эту систему принципов можно условно поделить на несколько групп:  
 
· организация государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; разделение властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Россия - часть мирового сообщества.  
 
· основы взаимоотношений государства и человека, гражданина; правового статуса человека и гражданина. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина, их защита и соблюдение - обязанность государства.  
 
· основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.  
 
Российская Федерация - федеративное государство.  
 
Верховенство права - один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.  
 
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве. Разделение властей ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами.  
 
Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации - главное выражение верховенства государственной власти.  
 
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Избирательная система в узком смысле – это способ определения результатов выборов. Выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.  
Мажоритарная система подразумевает голосование за отдельных кандидатов (независимых или выдвинутых от партий). В основе мажоритарной (от французского majorite – большинство) системы лежит принцип большинства: победившим считается тот кандидат, который получил больше половины голосов (минимум 50%+ один голос).  
Достоинством этой разновидности мажоритарной системы заключается в том, что избранным оказывается тот кандидат, которого поддержало большинство прогосовавших.  
Её специфический недостаток – выборы часто оказываются нерезультативными. Во-первых, потому что, зачастую устанавливается нижний порог явки избирателей. Во-вторых, чем больше в округе баллотируется кандидатов, тем меньше вероятность того, что кто-то из них наберёт абсолютное большинство голосов. В последнем случае проводится второй тур выборов.  
В целом мажоритарный тип избирательной системы имеет ряд достоинств:  
- препятствует созданию многочисленных партийных фракций в парламенте;  
- способствуя победе крупных политических партий, позволяет формировать устойчивое правительство, опирающееся на парламентское большинство;  
Однако у мажоритарной системы есть и определённые недостатки:  
- значительная часть избирателей может быть не представлена в выборном органе, так как голоса, поданные за проигравших в выборах, пропадают.;  
- происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах;  
- возникают диспропорции между числом полученных партиями мандатов и количеством проголосовавших за них избирателей.  
При пропорциональной системе избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые партиями. В её основе лежит принцип пропорциональности, то есть распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии (пропорционально) числу поданных голосов.  
В России, применяющую эту систему, действует заградительный пункт: определяется минимальное число голосов (в процентах), которое должна набрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают в парламенте ни одного места.  
Достоинства пропорциональной системы:  
- позволяет точнее, чем мажоритарная система, учитывать политические предпочтения избирателей;  
- обеспечивает представительство в парламенте даже небольшим политическим партиям.  
Пропорциональная система также не является идеальной и имеет ряд недостатков:  
- политические силы, пользующиеся в масштабах страны значительно меньшей поддержкой, чем крупные политические партии, получают представительство в выборном органе. Их роль к тому же может не соответствовать реальному месту в политической системе;  
- могут возникать сложности при формировании правительства и в ходе его деятельности, если ни одна партия не будет иметь абсолютного большинства в парламенте.  
С целью соединить преимущества различных избирательных систем и смягчить их недостатки используется смешанная избирательная система. Этот тип избирательной системы представляет собой комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем.  
Порядок формирования Федерального Собрания – парламента страны - является смешанным, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Выбору в Государственную Думу проводятся на основе смешанной избирательной системе: 225 депутатов избираются на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутатов – на основе пропорциональной системы.  
Выборы президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.

 

Литература

Для подготовки работы использовались материалы:

Учебник Media Wiki GEITI

Сайт http://www.coolreferat.com

http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 


Информация о работе Практическая работа по "Политологии"