Првоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Составьте таблицу «Правоохранительные органы РФ», используя материал учебника, конспекты лекций. Укажите направления деятельности (функции) правоохранительных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая контр..docx

— 76.68 Кб (Скачать файл)

3. Проверяет конституционность  закона, примененного в конкретном  деле – по  жалобам на нарушение   конституционных прав и свобод  граждан.

3.1 Проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле – по запросам судов.

4. Дает толкование Конституции  Российской Федерации.

5. Дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президенту  РФ в государственной измене  или совершении иного тяжкого  преступления.

6.  Выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

7. Осуществляет иные полномочия (например, дает согласие на возбуждение  уголовного дела в отношении  судьи Конституционного Суда  РФ, решает вопрос о дисциплинарной  ответственности судей Конституционного  Суда РФ и т.д.)

Компетенция Конституционного Суда РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г., ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г.

1)Суд руководствовался статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2) Поводом к рассмотрению дела явился запрос Архангельского областного Собрания депутатов.

3) Представитель Архангельского областного Собрания депутатов - кандидат юридических наук И.В. Худякова (представитель заявителя)

4)Дело рассматривалось  в открытом заседании.

5) 1. Признать абзац четвертый части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не исключает право субъекта Российской Федерации - при соблюдении требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства - устанавливать законом субъекта Российской Федерации единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий.

Задание 12. На основе анализа  Федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» от 20 августа 2004 г. (с изменениями) и «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г. (с изменениями), а также материалов учебника, лекций по соответствующему вопросу составьте сравнительную характеристику присяжных и арбитражных заседателей

 

ОТВЕТ

Общие черты:

- Наличие гражданства РФ

- Достижение 25 летнего возраста

- Отсутствует неснятая или непогашенная судимость

- Полная дееспособность

- Не состоят на учёте в наркологическом или психиатрическом диспансере

- Участвуют в рассмотрении дел судами первой инстанции

- На время работы в суде сохраняется трудовой стаж

- Компенсируются расходы на проезд

- Участие в качестве заседателей – гражданский долг

Отличия:

Присяжные заседатели

Арбитражные заседатели

Участвуют в рассмотрении дел, вытекающих из уголовных правоотношений

Участвуют в рассмотрении дел, вытекающих из гражданских правоотношений

Осуществляют правосудие в федеральных судах общей  юрисдикции: ВС РФ, судах субъектов  РФ, окружных (флотских) военных судах

Осуществляют правосудие в арбитражных судах субъектов  РФ

Не являются подозреваемыми или обвиняемыми конкретного  уголовного дела

В законе не предусмотрено

Владеют языком, на котором  осуществляется судопроизводство

В законе не предусмотрено

Не имеют психических  или физических недостатков, препятствующих рассмотрению дела

В законе не предусмотрено

Срок полномочий – 10 рабочих  дней 1 раз в год или на время  рассмотрения дела

Срок полномочий – 2 года или до окончания рассмотрения дела

Оплата труда – ½  части оклада судьи, но не менее средней  заработной платы по месту основной работы

Оплата труда – ¼  части оклада судьи (но не менее 5 МРОТ). Сохраняется средний заработок  по основному месту работы

В законе не предусмотрено

Наличие безупречной репутации

В законе не предусмотрено

Наличие высшего профессионального  образования

В законе не предусмотрено

Наличие стажа работы в  экономической, финансовой, юридической, управленческой сферах, либо в сфере предпринимательской деятельности не менее 5 лет

В законе не предусмотрено

Не замещающие государственные  должности или выборные должности  в органе местного самоуправления. Не являются сотрудниками правоохранительных органов

В законе не предусмотрено

Приносят присягу


 

 

Задание 13. Выражением каких современных принципов правосудия являются следующие латинские изречения:

      а) Кто  принимает решение, не выслушав  противную сторону, поступает  несправедливо.

      б) Никогда  нельзя осуждать на основании  одного лишь подозрения.

      в) Решение,  вынесенное лицом, которое не  является судьей, не имеет значения.

      г) Хороший судья ничего не должен делать по собственному усмотрению или велению своего желания, но должен выносить решение согласно закону.

Раскройте основное содержание указанных принципов правосудия.

ОТВЕТ

 а) Кто принимает решение, не выслушав противную сторону, поступает несправедливо.

Наименование принципа: принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

 

Идея состязательности присуща  также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

 б) Никогда нельзя осуждать на основании одного лишь подозрения.

Наименование принципа: презумпция невиновности

Суть презумпции невиновности изложена в ч. 1 ст.  49  Конституции  РФ:

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока  его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом  порядке и установлена вступившим в  законную  силу  приговором  суда».  Это  и  есть законодательная формула демократического принципа  осуществления  правосудия по уголовным делам.

в) Решение, вынесенное лицом, которое не является судьей, не имеет значения.

Наименование принципа: Осуществление  правосудия только судом (ст.118 Конституции РФ).

Основное содержание принципа:

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что  правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные  органы не вправе вершить правосудие.

г) Хороший судья ничего не должен делать по собственному усмотрению или велению своего желания, но должен выносить решение согласно закону.

Наименование принципа: Независимость  и подчинённость судей только Конституции РФ и федеральному закону (ч.1 ст.120 Конституции РФ).

Основное содержание принципа:

Судьи должны принимать решения  только на основе закона, своего внутреннего  убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных  и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как  прямого, так и косвенного – давления.

 

Закон устанавливает следующие  средства обеспечения независимости  судей: наличие особой процедуры  осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

Задание 14. В Приморском крае была создана организация «Независимая общественная прокуратура».

            Предусматривает ли Федеральный  закон «О прокуратуре в РФ»  создание общественных прокуратур?  Какие органы и учреждения  входят в систему органов прокуратуры  РФ? Кто может принимать решение  о создании органов и учреждений  прокуратуры РФ?

 Какой суд может  принять решение о ликвидации  указанной общественной организации?

ОТВЕТ.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации(ч.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" ). В систему прокуратуры входят: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (ч.1 ст.11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Согласно ч.3 ст.11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

 

Решение о ликвидации данной общественной организации, на основании  ст.24 ГПК РФ, вправе принять районный суд по месту создания этой организации. Если эта организация межрегионального или регионального уровня, то такое  решение может вынести суд  Приморского края (п.3 ч.1 ст.25 ГПК  РФ).

Задание 15. Проверяя изолятор временного содержания, прокурор установил, что задержание подозреваемых Арбузова и Дятькина было произведено с нарушением законодательства.

О каком направлении прокурорского  надзора идет речь в задаче? Укажите  предмет надзора. Как может отреагировать  прокурор на это нарушение? Ответ  обосновать ссылками на Федеральный  закон «О прокуратуре РФ» в  редакции 17 ноября 1995 г. (с изменениями).

ОТВЕТ.

В соответствии с гл.4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре  РФ», направлением прокурорского надзора, о котором идёт речь в данном случае, является исполнение законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

На основании ст.32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, предметом надзора  предметом надзора является законность нахождения лиц в местах содержания задержанных.

Согласно ч.2 ст.33 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор в данной ситуации обязан немедленно освободить своим постановлением подозреваемых Арбузова и Дятькина.

Задание 16. Законодательное Собрание Свердловской области приняло постановление, противоречащее Жилищному кодексу РФ, о чем граждане сообщили в Прокуратуру Свердловской области.

Как может отреагировать  прокурор Свердловской области на это  нарушение? Ответ обосновать ссылками на Федеральный закон «О прокуратуре  РФ» в редакции 17 ноября 1995 г. (с изменениями)

ОТВЕТ.

Надзор  за исполнением законов – главное  направление деятельности прокуратуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре  РФ» предметом надзора  являются:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

 

    Актами  прокурорского реагирования на нарушение  закона являются протест, представление, предостережение и постановление (ст. 23-25 ФЗ «О прокуратуре РФ»).    

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или путем  обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному  рассмотрению в 10-дневный срок. О  результате рассмотрения в письменной форме уведомляется прокурор.    

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления – один месяц, о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.    

Информация о работе Првоохранительные органы