Промышленная
политика
Введение
Рейтинговая
система = среднее по (сумма кр (4 шт.)+
оценка по докладу+посещаемость);
- а
- а
- в
- а
- д
- б
- б
- а
- а
- б
- в
- а
- а
Основная
часть
- Понятие, роль и
значение промышленной политики в системе
гос. регулирования, основные направления;
- Формы реализации
промышленной политики;
- Современные механизмы
реализации пром. политики;
- Проблемы формирования
и реализации промышленной политики в
РБ;
- Условия и предпосылки
структурных преобразований;
- Основы структурных
преобразований экономики, принципы, критерии, стратегии
реализации;
- Типы переходных
экономик.
Понятие, роль
и значение промышленной политики в
системе гос. регулирования, основные
направления
Промышленная политика
- это система мер по развитию
промышленности, совершен. товарной и
отраслевой структур на основе технологического
производства. Составной элемент общей
экономической политики государства и
регулируется в РБ программой развития
промышленного комплекса РБ на период
с 1998 по 2013 год.
Формирование нац.
экономики включает этапы:
- институциональное
закрепление (с 1991 года РБ позиционирует
себя как нац. экономика - исторически
сложившееся система производства страны,
кот. охватывает материальное производство
и нематер. сферу);
- структурная трансформация
(преобразование). Цель - реализация опред.
промышленной политики;
Цель промышленной
политики - развитие конкурентоспособных,
преимущественно профильных и приоритетных
видов экономической деятельности,
обеспечивающих устойчивый экономический
рост нац. экономики.
Основные задачи и
направления реализации пром. политики:
- максимизация экон.
результатов функц. промышленности;
- рост ВВП и гос.
бюджета через увеличение налогооблагаемой
базы;
- доходы от эксплуатации
гос. имущества;
- повышение занятости
населения, рост его покупательной способности;
Формы реализации
промышленной политики
- регламентирующая
пром. политика (включает меры по предотвращ.
рыночной конкур., интересов потребителей;
меры по минимизации внешних издержек
предприятия - разработка нормативов стандартизации,
санитария, охрана природы и т.д.);
- функциональная
форма промышленной политики (второстепенная
форма, задача - компенсировать несовершенство
децентрализованной системы принятия
решений) - создание и обслуживание тех
областей, куда не захотят идти частники,
помощь отдельным предприятиям;
- политика трансфертов
- способ увеличения фин. средств предприятия,
которые самые перспективные, экспортноориент.,
транснац. корп-ии и т.д.;
- активное вовлечение
негосуд. капитала, решение общенац. вопросов.
Современные
механизмы реализации пром. политики
- реализация
промышл. проектов различного масштаба,
госуд. и негосуд. капитала; ЧГП - частно-госуд.
партнерство;
- кластерный подход
(региональный) к построению промышл. политики
для повышения конкурентноспособности
и т.д.;
- институт банкротства
- позволяет перераспред. рес-сы, чтобы
неэффективн. предпр-ия перелили свой
капитал в более эффект.;
Необх. меры промышл.
политики (высказал Мясникович):
- создание научно-техн.
обеспеч. и ввода АЭС;
- создание светотехнической
продукции на основе светодиодов.
Проблемы формирования
и реализации промышленной политики в
РБ
- негативные
проблемы экон. кризиса в 91-94 гг, произ-во
упало на 80%;
- отсутствии перспект.
модели экон. развития республики;
- отсутствие соотв.
законод-нормативн. базы;
- необходимость
обеспечения равноправия в форме собственности;
- необх. создания
схемы рыночной инфраструктуры (рынки,
биржи);
В РБ сформирована уникальная
модель развития общ-ва:
социально-ориентирования модель рыночной экономики.
Особенности:
- сильная и эффективная
власть;
- сохранение гос. сектора;
- гос. регулирование
соц-экон. процессов при формировании
рын. отношений;
- базируется не
на массовой, а на индивидуальной приватизации
с целью привлечения стратегических инвесторов;
- эффективная социальная
защита граждан;
Преимущества:
- отсутствие олигархии;
- отсутствие коррупции
и криминальных авторитетов;
- отсутствие массовой
безработицы;
- соблюдение принципа
соц. справедливости (равные стартовые
возможности);
Условия и
предпосылки структурных преобразований;
Условия и последствия
структурных преобразований:
- общесистемные
предпосылки (для всех экон. систем условия
обязаны быть) - европейская линия прогресса
непрерывно связано с контролем человека
над окружающей средой при опоре на развивающуюся
науку и технику
- система плюрализма
мнений;
- религиозное разнообразие;
- ориентир на организацию
индивид. предпр. способностей;
- право частной
собственность (в т.ч. на землю);
- использование
денег в качестве капитала всеми людьми;
- направленность
на повышение благосостояния отдельного
и всех людей в частности.
- системные условия
и предпосылки (единая
институционально-правовая среда
страны);
- внутренние условия
(недостаток внутренних ресурсов страны,
физический и морально устаревшие фонды,
высококвалифицированные кадры, их невысокая
стоимость и т.д.).
Основы структурных
преобразований экономики, принципы, критерии,
стратегии реализации;
Это скоордин. госуд.
мероприятия по мобилизации произв.
ресурсов в целях поддержания
национ. производителей в отдельных
отраслях для выхода на внешние рынки
в качестве трудоспособных.
Задачи:
- структурная модернизация
экономики (создание новой структуры отраслей,
производство включает инфраструктуру
экономики);
- включение механизмов
рыночной конкуренции;
Конкурентноспособность
страны (по Поттеру) - характеризует
стадии ее научно-технического развития
и основные соц-экон. факторы.
Что влияет:
- факторные условия;
- условия внутр.
спроса (платежеспособного);
- смежные и обслуживающие
отрасли (кластеры);
- стратегии и структура
фирм, предприятий.
Конкур. преимущества
в РБ:
- высокое кач-во
человеч. капитала при его низкой стоимости;
- развитый научно-техн.
потенциал;
- выгодное экономическое
и географическое положение;
- наличие магистральных
нефте- и газопроводов;
- развитая производственная
инфраструктура (дороги, телефонные сети,
наличие интернета);
- наличие запасов
возобновляемых лесных ресурсов;
Стратегии для преобразований:
- стратегии использования
природных ресурсов (кто имеет большие
запасы прир. ресурсов - освоение и экспорт
природных ресурсов, использование средств
от их продажи для развития отраслей внутри
страны); - Венесуэла, Оман, Катар;
В РБ стратегия использ.
прир. ресурсов в РБ исп. на ввозимых
ресурсах, нефти, животноводства, топлива,
лесное хозяйство и т.д. Наращивание объемов
продукции, конкурентноспособной на внутреннем
и внешнем рынках путем введения новых
технология, привлеч. прямых иностр. инвестиций.
- стратегия преследования
(промышленность, опираясь на дешевую
рабочую силу, осваивает производство
конкурентноспособной продукции, которая
уже есть на межд. рынках. Эта продукция
вытесняет другие на счет низкой цены);
- Китай, Южная Корея;
В РБ стратегия преследования
- отрасли промышленности с высоким
научно-техническим потенциалом - тракторная,
произв., автомобили, станки, черная металлургия,
легкая промышленность. Осн. направления
- модернизация, перепрофилирование на
базе внутренних и закупленных технологиях.
- стратегия передовых
рубежей (США, Япония, Германия, Франция
и т.д.). - опираясь на перед. достиж. НТР
оздавать новые продукты, создавать спрос
на них, создавать новые рынки и продвигать
продукцию там.
В РБ - наукоемкие, НТР - стратегии
передовых рубежей. Лазерные, электронно-плазменные
технологии, высокотемп. синтез, фармацевтивные
средства, пищевые добавки и др.
Критерии успешности
структурных преобразований:
- в обеспечении
нац. безопасности страны (продовльств.,
энергетич., финансовую, экологическую,
оборонную);
Механизм структ. преобраз.
подразумевает линейное решение
задач по 2 блокам:
- выделение депрессивных
(стагнирующих) отраслей
- свертывание производства;
- модернизация;
- перенос произв-ва
за рубеж.
- определить быстрорастущие
и наукоемкие отрасли с перспективами
конкурентоспособности на внешн. и внутр.
рынках
Цель структ. преобразований - создание эффективной
многоукладной экономики на
основе
развития
высокотехнологичн. и наукоемких производств.
Типы переходных
экономик.
Типы:
- либеральный путь
- радикальная и быстрая перестойка системы
экон. отношений за счет быстрой продажи
гос. собственности как резидентам, так
и иностранным лицам; почти все страны,
кроме Беларуси и Туркменистана.
- градуалистический
пусть - при сохранении гос. сектора происходит
формир. рыночных институтов и частного
сектора за счет негосуд. средств, различных
инвесторов - Беларусь, Туркменистан, Китай.