Признаки политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Политический режим представляет собой одно из наиболее сложных и значимых политико-правовых явлений современности. Именно политический режим определяет характер функционирования политической власти в государстве, организацию власти, взаимодействие государства, общества и личности, гарантированность реализации основополагающих прав человека.
За всю историю человечества сложилось три политических режима, демократический, авторитарный и тоталитарный. Каждый из этих режимов в тот или иной исторический период человечества имел большую распространённость, а так же в одной и той же стране один режим мог сменять другой.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОлитические режимы .docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе  (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.

Первый  может быть описан как однопартийное  большинство в парламенте, т.е. когда  одна политическая партия постоянно  настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление  называют “Вестминистерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй  тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров  формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).             

Третий  тип парламентского режима часто  называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

 

2.2. Авторитарный политический режим (авторитаризм).

Авторитарный  режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном  участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или  правящая элитарная группа. Если эти  лицом является королевская семья  – в этом случае авторитарный режим  называется абсолютной монархией.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В  таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить  налоги без личного участия в  их обсуждении.

Существующие  в авторитарных государствах для  ширмы демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном  Людовиком XIV.

Представительные  органы на всех уровнях, даже если и  сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный  режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой  конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип  авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области  жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается  также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

В мировом  обществе в XX веке имели место различные  виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление  в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе  сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

Механизм  утверждения авторитарных режимов  включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних  политических институтов и правителей, так и формально – демократические  процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш).   
 Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность  власти, её не подконтрольность  гражданам, при этом власть  может править с помощью законов,  но их она принимает по своему  усмотрению.

3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4) Монополизация  власти и политики, недопущение  политической оппозиции и конкуренции.  При авторитаризме возможно существование  ограниченного числа партий, профсоюзов  и других организаций, но лишь  при условии их подконтрольности  властям.

5) Отказ  от тотального контроля над  обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Слабые  стороны авторитаризма: полная зависимость  политики от позиции главы государства  или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения  общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность  обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

 

 

2.3. Тоталитарный режим (тоталитаризм).

Крайняя форма авторитарного режима –  тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным  на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над  личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды  социально-экономических кризисов.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит  аппарату правящей партии, властной организации  или военной хунте. Главой государства  и правительства, как правило, пожизненно становится неподотчетный лидер, концентрирующий  в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически  отстраняется от участия в системе  управления государством, поскольку  представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в  гитлеровской Германии, например, часть  депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные «избирались» нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.

С установлением  тоталитарного режима правящие круги  не только не скрывают, но и открыто  демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления  проводимому курсу. Значительно  активизируется деятельность и вмешательство  во все сферы общественной жизни  силовых структур — армии, полиции  и органов безопасности. В экономической  сфере, как правило, господствует монопольный  контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных  и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном  секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического  принуждения.

Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем  нескольких партий и «официальных»  профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены  либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору  в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического  уничтожения обычно не требуется  даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность тоталитарного режима — отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы Главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или  армейские директивы приобретают  силу закона. Демократические права  и свободы граждан существенно  ограничиваются, интересы личности оказываются  подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Первые  тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в  странах, относившихся ко «второму эшелону  индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Тоталитарными являются режимы, при которых:

1) есть  массовая партия (с жесткой, полувоенной  структурой, претендующая на полное  подчинение своих членов символам  веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия  срастается с государством и  концентрирует в себе реальную  власть в обществе;

2) партия  организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

3) доминирует  роль идеологии. Тоталитарный  режим - это идеологический режим,  где всегда есть своя “ Библия”.  Идеология режима отражается  также в том, что политический  лидер определяет идеологию. Он  в течение суток может изменить  свое решение, как это случилось  летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

4) тоталитаризм  строится на монопольном контроле  производства и экономики, а  также на подобном контроле  всех других сфер жизни, включая  образование, средства массовой  информации и т.д.

Информация о работе Признаки политического режима