Принципы государственного регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, доклад

Краткое описание

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К косвенным методам можно отнести такие инструменты регулирования, как государственные субсидии, государственное предпринимательство, система государственного управления экономикой.

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы государственного регулирования национальной экономики.docx

— 21.31 Кб (Скачать файл)

, М401

Принципы государственного регулирования  национальной экономики.

 

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных  методов (экономических приемов, форм и способов целесообразного действия). Спектр применяемых методов ГРЭ  постоянно расширяется. Реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В связи с этим необходимо решение  двух задач:

    1. нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;
    2. учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

При выборе конкретных методов воздействия  очень важно знать сущность и  специфику каждого метода, структурную  соподчиненность различных методов  регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев  возможны разные классификации методов  регулирования.

  1. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различают методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования  оказывают непосредственное воздействие  на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом  выборе, а на предписаниях государства. К косвенным методам можно  отнести такие инструменты регулирования, как государственные субсидии, государственное  предпринимательство, система государственного управления экономикой.

Косвенные методы предусматривают  использование инструментов и форм воздействия государства на частное  предпринимательство с точки  зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного производства. Другими словами, при их применении государство лишь создает предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям  государственной экономической  политики. К косвенным относят  следующие средства воздействия  на хозяйственный результат: налоги, штрафы, преференции, квоты, таможенные пошлины, информация.

2. По организационно-институциональному  критерию принято различать административные  и экономические методы ГРЭ.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Такие методы используются для обеспечения стабильной юридической обстановки деловой жизни, защиты конкурентной среды, гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

    • средства финансовой политики;
    • средства денежно-кредитной политики;
    • прогнозирование, планирование и программирование экономики;
    • воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Инструменты или средства служат достижению поставленных экономических целей. Часто они одновременно являются промежуточными целями. Например, повышение  народно-хозяйственного спроса путем  снижения налогов можно рассматривать  как средство и промежуточную  цель достижения цели более высокого уровня – увеличения занятости.

Перед использованием конкретных инструментов в процессе государственного регулирования  полагается ответить на следующие вопросы:

1. Годится ли инструмент для  достижения поставленной цели? (Критерий  соответствия цели).

2. Соответствуют ли затраты целесообразности  достижения поставленной цели? (Критерий  минимизации затрат).

3. Совместимо ли применяемое  средство с интересами сохранения и укрепления строя? (Критерий соответствия экономической системе).

Действие инструментов государственной  экономической политики часто не ограничивается лишь достижением поставленной цели, но ведет к целому ряду побочных последствий, как положительных, так и отрицательных. Чем дольше и интенсивнее используется экономическое средство, тем больше вероятность и масштабы побочных последствий. Так, повышение народно-хозяйственного спроса способствует увеличению занятости, но может привести к повышению цен. Чем успешнее государство будет увеличивать занятость, тем выше станут показатели инфляции.

Инструменты государственной экономической  политики можно разделить на группы по следующим признакам:

  • по субъектам государственного регулирования – на инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, управления государственным сектором, органов государственного программирования, а также национальных инстанций;
  • по соответствию задачам укрепления социально-экономического строя – на поддерживающий строй и враждебные ему;
  • по масштабам воздействия на экономику – на внутри- и внешнеэкономические, а внутриэкономические – на глобальные, региональные и секторально-отраслевые;
  • в зависимости от состояния экономической системы – на формирующие общественно-экономический строй, обеспечивающие его функционирование, совершенствующие его и спасающие строй в критических ситуациях;
  • по направленности – на изменения в самом строе и на регулирование хозяйственных процессов;
  • по сферам воздействия – на инструменты политики поддержания конкуренции, стабилизации, роста, занятости, распределения, внешнеэкономической, структурной, денежно-кредитной политики;
  • на зависящие и независящие от воздействия мировой экономики.

Информация о работе Принципы государственного регулирования национальной экономики