Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, доклад
Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К косвенным методам можно отнести такие инструменты регулирования, как государственные субсидии, государственное предпринимательство, система государственного управления экономикой.
Реализация целей
При выборе конкретных методов воздействия
очень важно знать сущность и
специфику каждого метода, структурную
соподчиненность различных
В зависимости от выбранных критериев возможны разные классификации методов регулирования.
Прямые методы государственного регулирования
оказывают непосредственное воздействие
на деятельность хозяйствующих субъектов,
они вынуждают их принимать решения,
основанные не на самостоятельном экономическом
выборе, а на предписаниях государства.
К косвенным методам можно
отнести такие инструменты
Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного производства. Другими словами, при их применении государство лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. К косвенным относят следующие средства воздействия на хозяйственный результат: налоги, штрафы, преференции, квоты, таможенные пошлины, информация.
2. По организационно-
Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Такие методы используются для обеспечения стабильной юридической обстановки деловой жизни, защиты конкурентной среды, гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.
Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.
Из экономических мер наиболее часто используются:
Инструменты или средства служат достижению поставленных экономических целей. Часто они одновременно являются промежуточными целями. Например, повышение народно-хозяйственного спроса путем снижения налогов можно рассматривать как средство и промежуточную цель достижения цели более высокого уровня – увеличения занятости.
Перед использованием конкретных инструментов в процессе государственного регулирования полагается ответить на следующие вопросы:
1. Годится ли инструмент для достижения поставленной цели? (Критерий соответствия цели).
2. Соответствуют ли затраты
3. Совместимо ли применяемое средство с интересами сохранения и укрепления строя? (Критерий соответствия экономической системе).
Действие инструментов государственной экономической политики часто не ограничивается лишь достижением поставленной цели, но ведет к целому ряду побочных последствий, как положительных, так и отрицательных. Чем дольше и интенсивнее используется экономическое средство, тем больше вероятность и масштабы побочных последствий. Так, повышение народно-хозяйственного спроса способствует увеличению занятости, но может привести к повышению цен. Чем успешнее государство будет увеличивать занятость, тем выше станут показатели инфляции.
Инструменты государственной экономической политики можно разделить на группы по следующим признакам:
Информация о работе Принципы государственного регулирования национальной экономики