Принципы избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:11, реферат

Краткое описание

Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту избирательных прав российских граждан.
Принципы избирательного права составляют его главное содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….стр.2
1. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА……………………...стр.3
1.1.ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ...стр.3
1.2.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ...............................................................................................стр.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..стр.19
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………..стр.20

Вложенные файлы: 1 файл

принцип избирательного права.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации19, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления.

В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта Российской Федерации, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов Российской Федерации в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.

Установление дополнительных условий реализации пассивного избирательного права, связанных с достижением гражданином определенного возраста, является правом, а не обязанностью представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации20.

Избирательным законодательством как в отношении пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно требованиям норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст.4) федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее, данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования. Таким образом, действующее законодательство в решении вопроса об обладании гражданином активным избирательным правом исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не указывая иных условий21.

Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации: «Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации22.»

         Исходя из этого правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются23.

Характерно, что с всеобщим избирательным правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам24. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением Конституции Российской Федерации (ст. 2) в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.

Существует и ряд других цензов, например:

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания.

Ценз грамотности и образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны, Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда25.

       Принцип тайного голосования. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Оно позволяет избирателю свободно выразить свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было других лиц.

Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования. Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями

Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации26. Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

Принцип равенства распространяется и на равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального дли любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц, в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

Важным принципом избирательного права является принцип открытости и гласности при подготовке и проведении выборов. Это означает:

во-первых, информирование граждан обо всем, что связано с выборами, и на всех стадиях избирательного процесса;

во-вторых, открытость работы избирательных комиссий;

в-третьих, установление гарантий для средств массовой информации. Они освещают ход подготовки и проведения выборов. Им и должны беспрепятственно предоставляться необходимые материалы27.

Прямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.

Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается28.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков.

Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.

Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым.

 

 

                                      ИСТОЧНИКИ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.
  2. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод»   (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. - 08.01.2001. -N 2. -ст. 163.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 5.12. 1994 г. - № 32. - ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. От 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.01.1996 г. - №5. -ст. 410.
  5. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» //Собрание законодательства РФ. -22.05.1995. -N 21. -ст. 1930.
  6. Федеральный закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ «О выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23.12.2002. -N 51. -ст. 4982.
  7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - N 2. -ст. 171.
  8. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  9. Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 16.10.1995.  -N 42 -ст. 3921.

 

10. Федеральный закон от 19.09.1997 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -12.12.1994. -N 33. -ст. 3406.(с изменениями)

 

                                     Литература

 

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2006 – 196с.
  2. Алексеев С.С. Государство и право – М.: Юридическая литература, 2006 – 235с.
  3. Веденеев Ю. А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – М., 2005  - 423с. 
  4. Гаврилов Б.Я. Дискреционизм в праве и его негативное влияние на обеспечение конституционных прав и свобод. // Юридический Консультант. -№ 11-12. -2006.
  5. Гаврилов В. В. Принятие ООН актов о правах человека и международный механизм их имплементации. Автореф. канд. дисс. – Казань, 2004 – 321с.
  6. Григонис Э.П. Комментарий к Конституции РФ. Постатейный. -Питер. – С-Пб., 2004 – 287с..
  7. Енгибарян Р.В. Конституционное право. М.: Юрист., 2005 – 451с.
  8. Жилин Г.А. Комментарий к конституции РФ. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ. М.: Омега , 2004 – 359с.

Информация о работе Принципы избирательного права