Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:16, курсовая работа
Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
Введение
I. История возникновения идеи разделения властей:
а) Идея разделения властей
б) Дж.Локк
в) Ш.Л.Монтескье
г) М.М. Сперанский
д) Проект Пестеля
II. Основное содержание принципа разделения властей:
а) Система органов законодательной власти
б) Система органов исполнительной власти
III. Судебная власть:
а) Конституционный Суд РФ
б) Высший Арбитражный Суд РФ
в) Верховный Суд РФ
IV. Заключение
V. Библиография
Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе. Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.
Тематика принципа разделения властей показывает на сколько важна теоретическая правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления на практике — в государственно–правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, «творцам» надо учитывать как богатый теоретический, так и практический опыт.
В конце своей работы я бы хотел подчеркнуть тот момент, что несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то принятие новой Конституции Российской Федерации, новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др., судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время.
1. М.Валуев. «Исторические типы философии», М., 1992 г.
2. И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России». М., «Юрист», 1995 г.,
3. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М., 1996 г.
4. Т.Андреева. ФКЗ “ Об арбитражных судах в РФ ”// Хозяйство и право, № 9, 1995г.
5. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М.: 1995г.
6. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г.
7. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г.
8. З.М. Черниловский «Всеобщая история государства и права», М., «Юрист», 1996 г.
9. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», М., «Инфра», 1996 г.
10. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова «Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ». «Государство и право», №4, 1996 г.
6
[1] М.Валуев. «Исторические типы философии», М., 1992 г., стр. 36–37.
[2] И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России». М., «Юрист», 1995 г.,
[3] Там же. стр. 209.
[4] «История политических и правовых учений России». стр. 220.
[5] Там же. стр. 220.
[6] Там же. стр. 221.
[7] Там же. стр.221.
[8] В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М., 1996 г. стр. 84–85.
[9] Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М.: 1995г.
[10] Учебник “Арбитражный процесс в СССР” Абова Т.Е., Москва, 1985г.
[11] Т.Андреева. ФКЗ “ Об арбитражных судах в РФ ”// Хозяйство и право, № 9, 1995г. с.18
[12] Комментарий к Конституции Российской Федерации. «Юридическая литература». М.: 1994г.