Приостановление деятельности и ликвидация политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Современное понимание политических партий как одного из видов общественных объединений, имеющих основной целью оказание доминирующего влияния на государственную власть, связано с утверждением всеобщего избирательного права и качественным расширением прав парламента.

Содержание

Введение
1 Понятие, организация и сущность политических партий
1.1Понятие и сущность политических партий
1.2 Создание политической партии
2 Государственная регистрация политических партий. Основания для отказа в регистрации
2.1 Государственная регистрация политических партий
2.2 Основания для отказа в регистрации политических партий
3 Приостановление деятельности и ликвидация политических партий
3.1 Приостановление деятельности политической партии
3.2 Ликвидация политической партии
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Создание политических партий, приостановление их деятельности, ликвидация.docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

 Решение о создании  политической партия, может, быть принято на учредительном съезде или посредством преобразования общероссийского общественного движения или общественной организации в политическую партию на одном из съездов. Политическая партия может считаться созданной с момента принятия учредительным съездом решений о ее создании, об объявлении образования ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ, о принятии редакции Устава партии и ее программы, о назначении руководящих и ревизионных органов партии.

Партия не может существовать без своих членов, поэтому заручитесь поддержкой населения. Вам нужно много сторонников – для регистрации партии, согласно закону «О политических партиях», необходимо 100 тысяч человек с партийными билетами вашей структуры. Однако, в Российской Федерации существует множество партийных организаций, действующих не как партия «Единая Россия», а как незарегистрированные политические структуры. Главное – вы должны обеспечить своему детищу четкую структуру и поддержку широких слоев общества.

Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда партии. С момента образования политическая партия должна осуществлять организационные и информационно-пропагандистские действия, связанные с созданием региональных отделений партии и получением соответствующего документа, который будет подтверждать факт внесения записи о партии в единый государственный реестр юридических лиц.

Официально политическая партия начнет свое существование с момента проведения учредительного съезда. Помните, для его созыва вам не нужно получать разрешение государственных структур. Как только вы примете решение на учредительном съезде о создании партии, ее уставе и политической программе – ваша партия будет официально считаться созданной.

Не стоит забывать, что важно добиться широкой поддержки среди населения, тогда пройти регистрацию будет значительно проще. Для этого вы должны оформить соответствующую партийную структуру – помимо центрального комитета управления вам нужны региональные отделения. Они помогу привлекать сторонников в различных регионах страны. Расширьте сеть региональных представительств – и вы расширите влияние своей организации.

2.2 Основания для  отказа в регистрации политических  партий

Действующее законодательство РФ трактует понятие «политическая партия» как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения своей политической воли, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Всякая политическая партия должна отвечать определенным требованиям, установленным Федеральным законом «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ с изменениями от 20.11.08. Согласно ст.3 п.2 вышеупомянутого закона, политическая партия должна:

- иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации;

- в ней должно состоять не менее 10 000 членов партии, причем более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов в каждом;

- ее руководящие органы, региональные отделения и другие подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Также существует целый ряд ограничений в отношении наименования, символики, принципов деятельности политической партии и целей ее создания.

Создается политическая партия свободно, без необходимости получения разрешения на то органов государственной власти или должностных лиц. Однако, являясь некоммерческой организацией, в соответствии с действующим законодательством, политическая партия подлежит государственной регистрации.

Созданной политическая партия считается со дня принятия учредительным съездом решения о ее создании, а также о проведении ряда смежных с этим процедур, как то: решение об образовании региональных отделений, о принятии устава, программы партии, а также о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

Государственная регистрация политической партии осуществляется федеральным регистрирующим органом, государственная регистрация региональных отделений политической партии — территориальными регистрирующими органами. Государственную регистрацию политических партий на территории Москвы и Московской области осуществляет Министерство юстиции РФ. Сведения о создании и ликвидации политических партий и их региональных отделений публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях, а также вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.

Существует целый ряд оснований для получения отказа в государственной регистрации политической партии. Чтобы при создании политической партии не столкнуться ни с одним из них — лучше сразу доверить это дело профессионалам.

Стоимость регистрации политической партии составляет 60 000 рублей; срок регистрации — 2-3 месяца.

3 Приостановление  деятельности и ликвидация политических партий

3.1 Приостановление  деятельности политической партии

Конституционно-правовая ответственность политических партий является традиционным средством правового регулирования со стороны государства неправомерной, противоречащей законодательным нормам деятельности общественных организаций, имеющих статус юридического лица. Указанные конституционно-правовые санкции были закреплены в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» [1] (далее – Закон о партиях).

Ответственность партий в России в настоящее время существует в виде трех видов санкций:

1) предупреждение;

2) приостановление деятельности;

3) ликвидация по решению  суда. 

В 2001 г. в Законе о партиях была легализована такая мера, как предупреждение. В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 38 Закона о партиях орган юстиции может вынести политической партии или ее региональному отделению письменное предупреждение в случае осуществления деятельности,  противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд.

 Кроме рассмотренных оснований вынесения предупреждения в соответствии с п. 1 ст. 39 Закона о партиях политическая партия получает предупреждение за нарушение конституционно-правовых норм, а также норм федеральных конституционных и федеральных законов.

Тем самым Закон о партиях устанавливает два различных вида правовых последствий вынесения органом юстиции предупреждений политической партии, установленных ст. 38 и 39 Закона. Первым видом такого предупреждения является приостановление деятельности партии, нарушающей свои уставные положения, цели и задачи. Но при этом в п. 3 ст. 39 Закона о партиях законодатель предусматривает, что для приостановления деятельности необходимо наличие не менее двух письменных предупреждений обязательно с указанием оснований их вынесения. Во втором случае указано, что деятельность партии, нарушающей Конституцию и федеральные законы, может быть приостановлена при условии вынесения одного письменного предупреждения. Законодатель в п. 1 и 2 ст. 39 Закона о партиях для политической партии предусмотрел срок устранения нарушений в два месяца, а для регионального отделения партии – один месяц.

Причина разделения предупреждений на два вида обусловлена в первую очередь тем, что законодатель ставил задачу разграничить несоблюдение партией целей, выраженных в Уставе партии и прямое нарушение нормативно-правовых актов.

Еще одной санкцией юридической ответственности политической партии является приостановление ее деятельности. Закон о партиях устанавливает две процедуры: простую, которая применяется при нарушении партией нормативно-правовых актов, и сложную, которая применяется при нарушении уставных целей и задач партии. При сложной процедуре приостановление деятельности партии происходит по решению Верховного Суда РФ, а приостановление деятельности регионального отделения политической партии – по решению суда субъекта РФ. Срок такого приостановления составляет шесть месяцев при условии вынесения одного письменного предупреждения. Для устранения выявленных нарушений политической партии дается срок в два месяца, а региональному отделению партии – один месяц. При простой процедуре приостановления деятельности партии требуется одно письменное предупреждение, при условии, что оно не отменялось решением суда.

Третьей санкцией юридической ответственности политической партии является ее ликвидация на основании ст. 41 Закона о партиях по решению Верховного Суда РФ. Указанная статья содержит основания, составляющие противоправность деяния, а также действия, формально не отвечающие требованиям данного Закона: отсутствие необходимого числа членов партии, неучастие в выборах.

По аналогии с приостановлением деятельности политической партии законодатель мог бы предусмотреть также 2 процедуры ликвидации партий. Сложная процедура предусматривала бы ликвидацию партии за нарушение федерального и регионального законодательства: призыва к насильственному свержению конституционного строя, захвату власти, пропаганде идей расового или национального преследования. В то время как простая процедура проводилась бы по формальным основаниям: несоответствие численности партии требованиям необходимого числа членов партии, количества региональных отделений.

В силу п. 7 государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке,  предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".

Государственная регистрация политической партии  в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

В соответствии с п. 3 ст. 41 Закона о партиях к основаниям ликвидации политической партии относятся:

– невыполнения требований Закона о партиях;

– не устранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

– неучастия политической партии в выборах. 

Можно не согласиться с мнением ряда ученых об отсутствии конституционно-правовой ответственности политических партий в России на том основании, что меры ответственности (предупреждение, приостановление и прекращение деятельности) применяются не Конституционным, а Верховным Судом, и являются мерами административно-правовой ответственности. Меры ответственности в отношении политических партий, независимо от субъектов, их применяющих (Верховный Суд или орган юстиции), являются мерами конституционно-правовой ответственности.

Осуществляя свою деятельность в рамках выполнения публично-властных функций, политические партии несут ответственность, и прежде всего ответственность конституционно-правовую, которая является одним из видов юридической ответственности, поскольку вся деятельность политических партий реализуется в правовом поле и связана с исполнением или неисполнением предписаний правовых норм.

3.2  Ликвидация  политической партии

Порядок ликвидации политической партии предусмотрен ФЗ «О политических партиях».

Указанный закон предусматривает, что решение о ликвидации политической партии может быть принято ее высшим руководящим органом – съездом либо Верховным Судом Российской Федерации.

Основаниями для вынесения решения ВС РФ являются следующие:

Когда в нарушение требований закона структурные подразделения политической партии были созданы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо в правоохранительных и иных государственных органах, либо в государственных и негосударственных организациях.

Когда в нарушение требований закона политические партии и их структурные подразделения осуществляли деятельность в перечисленных выше органах. В случаях, когда деятельность политической партии была приостановлена на определенный срок, в течение которого партия должна была устранить нарушения закона, срок истек, а нарушения не устранены. Неучастие политической партии в выборах.

 Когда у политической  партии отсутствуют региональные  отделения в более чем половине  субъектов РФ. В случае неоднократного  невнесения в ЕГРЮЛ изменения  сведений, которые должны быть  туда внесены.

Ликвидация политической партии подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, который установлен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Порядок регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией следующий: необходимые сведения и документы представляются в федеральный уполномоченный орган. В свою очередь тот должен принять решение о ликвидации и направить в регистрирующий орган сведения  и документы, которые необходимы для внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц сведении о ликвидации политической партии.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись о ликвидации партии и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

При этом вся процедура государственной регистрации ликвидации политической партии должна занимать  не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Приостановление деятельности и ликвидация политических партий