Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
В практической жизни человека ни какие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5
1.1.Содержание политики…………………………………………………...10
2. Природа политики……………………………………………………………13
2.1. общественный смысл и функции политики……………………………19
3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………...21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературных источников…………………………………………...…26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5
1.1.Содержание
политики…………………………………………………...
2. Природа политики……………………………………
2.1. общественный смысл и функции политики……………………………19
3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список литературных
источников…………………………………………...…
В
практической жизни человека ни какие
исторически устойчивые формы и
способы его существования не
возникают в результате произвольного
желания отдельных лиц или
групп. Все они являются своеобразными
ответами на вызовы времени, изменение
обстоятельств и условий
1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению
Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.
Термин
"политика" относится к сущностно
оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии
и споры по сей день. Как особая сфера человеческой
деятельности, цель которой - ориентировать
общественное развитие в благоприятном
для человека направлении путем определения
общих целей и согласованных средств их
достижения, политика возникла более 2,5
тысячелетий назад. Однако с тех пор изменялись
как содержание целей, так и способы их
достижения. Не оставалось неизменным
и содержание термина "политика".
В его интерпретациях всякий раз на первый
план выходили, в зависимости от обстоятельств,
те или иные свойства данного общественного
явления. В научный оборот термин "политика"
ввел древнегреческий философ Аристотель
(384 - 322 до н. э.). По его определению политика
- это цивилизованная форма общности, которая
служила достижению "общего блага"
и "счастливой жизни". Такой формой
Аристотель считал античный полис (город-государство).1
-действия в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями внеправительственной (неправящей группы);
Подобная
1.1. Содержание мира политики
Политика имеет определенную структуру. Ее компонентами являются: 1) политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами публичной власти. В содержательном смысле они характеризуют многообразие взаимодействия правящей элиты (управляющих) и электората (управляемых), элиты и оппозиции, лидеров и групп поддержки, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Важнейшим показателем политической жизни является характер политических отношений, показывающий, что доминирует в сфере государственной власти: непримиримая борьба за господство или кооперация всех слоев населения с целью оптимального использования государственного авторитета и принуждения; гражданский мир или война, стабильность или кризисность; 2) политическое сознание, выражающее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам. С точки зрения места и роли этого элемента вся политика представляет собой не что иное, как непрерывное воплощение и институционализацию политических воззрений и идеалов, целей и программ, норм и установок в поведении людей, органов власти и самоуправления и т. д.; 3) политическая организация, характеризующая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами. Совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, партийные и общественно-политические институты, группы давления и другие звенья, представляющие политические интересы разных слоев и общества в целом, составляют организационный каркас политики.
Наличие и взаимодействие этих структур элементов придают политике внутреннюю целостность, позволяют ей выполнять определенные функции в обществе. Можно выделить следующие из них:
- выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. В этом смысле политика выступает средством предоставления людям дополнительных возможностей для удовлетворения своих потребностей и изменения социального положения; - активизируя интересы граждан и обнажая тем самым конфликты, сопровождающие процесс реализации интересов, политика призвана сглаживать возникающие противоречия, направлять их в русло цивилизованного диалога граждан и государства; - специфической функцией является управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения и всего общества, предполагая при этом и возможность социального принуждения; - регулирование и руководство указанными процессами предполагают интеграцию различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, т. е. политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок; - политика представляет собой своеобразную среду социализации личности, т. е. включая се в систему политических отношений, позволяя человеку конструировать себя как самостоятельное социальное существо: - используя методы политического регулирования, общество может создавать и новые формы социальной организации жизни, формировать предпосылки для расширения отношений между пародами, человеком и природой, т. о. политика способна обеспечивать инновационность социального развития общества и человека.3
Понятно,
что речь идет
в данном случае только
о важнейших функциях политики.
Политика может обладать
не только явными, отчетливо
выраженными (функциями,
по также и функциями
латентными (скрытыми).
Функции политики
могут носить и неразвитый характер.
Например, неумение предвидеть
результаты государственного
вмешательства в сферу экономики
может превратить политику лишь
в форму постоянно запаздывающей
реакции на происходящие события. Вывод:
Все это говорит о том, что по характеру
осуществления (или - неосуществления)
основных функций можно судить о зрелости
и развитости политической жизни в конкретных
обществах и государствах.
Становление политики в качестве самостоятельной сферы деятельности человека вызвало потребность объяснить ее природу, особенности и социальное назначение в обществе. По этим вопросам в политологии не существует единства мнений. Однако большинство исследователей единодушны в том, что специфика политики связана именно с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия. Но природа интеграционной функции политики объясняется по-разному и связывается с различными факторами - все зависит от подхода к решению вопроса. Таких подходов несколько.
1. Директивный подход: политика как отношения по поводу власти Сторонники директивного подхода рассматривают политику как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. 0тождествление политики с отношениями по поводу государственной власти, ее организации, распределения, направление деятельности позволяет представлять содержание политической сферы весьма конкретно. Один из авторов данного подхода М.Вебер писал: "Политика ... означает стремление к участию во власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает ... Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которая она дает". Властные отношения представляют собой отношения господства и подчинения, складывающиеся между управляющими и управляемыми. Способность первых навязывать свою волю вторым также интерпретировалась по-разному. На разных этапах развития общества могущество власти объяснялось ее божественным происхождением. Носителями высшей божественной воли считались цари, монархи в силу их обладания исключительными качествами, а также государство как гарант осуществления божественного промысла на земле. Однако со временем власть перестала быть исключительной прерогативой государства, и данный подход, сводивший политику только к отношениям по поводу государственной власти не смог отразить ни ее содержания, ни сущности. Разделение властей в государстве, появление политических партий, заинтересованных групп (профсоюзов, средств массовой информации и т. д.) свидетельствовали о том, что содержание политической жизни уже не сводится к государственной власти. С тех пор в мир политики прочно входят новые участники, которые влияют - и весьма существенно - на процесс принятия политических решений, выработку стратегии развития общества, формирование общих целей и смыслов деятельности человека. Кроме того, сведение содержания политики к отношениям только по поводу государственной власти не раскрывает социального смысла политики: каким социальным группам служит политика, чьи интересы она выражает?