Проблема взаимоотношения политики и морали в истории политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

“Не приведи бог жить в интересное время”, говорит старый мудрый китаец Конфуций. Но “времена не выбирают, в них живут и умирают”, как бы отвечает ему сквозь тьму 25 веков наш современник и соотечественник. Мы действительно живем в интересное время, время, по определению крупнейшего философа и гуманиста XX века Эриха Фромма, конца и начала, начала, богатого многообразными возможностями
В 90-х годах ХХ века Россия переживает “чересчур интересное время”, она находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами перекрестке своей судьбы. В исторической драме, участниками которой мы являемся, события развиваются бурно и во многом непредсказуемо. Позиция каждого из нас - отнюдь не последнее из обстоятельств, определяющих облик будущего страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Политическая система общества, её структура………………..4
2. Мораль, понятие морали………………………………………...9
3. Взаимное влияние политики и морали в истории………….....12
3.1. Общее в политике и морали………………………………19
3.2. Различия и разногласия……………………………………20
Заключение………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………....26

Вложенные файлы: 1 файл

политология 2сим.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                 Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1. Политическая система общества, её структура………………..4

2. Мораль, понятие морали………………………………………...9

3. Взаимное влияние политики и морали в истории………….....12

     3.1.  Общее в политике  и морали………………………………19

     3.2.  Различия и разногласия……………………………………20

Заключение………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

“Не приведи бог жить в интересное время”, говорит старый мудрый китаец Конфуций. Но “времена не выбирают, в них живут и умирают”, как бы отвечает ему сквозь тьму 25 веков наш современник и соотечественник. Мы действительно живем в интересное время, время, по определению крупнейшего философа и гуманиста XX века Эриха Фромма, конца и начала, начала, богатого многообразными возможностями

В 90-х годах ХХ века Россия переживает “чересчур интересное время”, она находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами перекрестке своей судьбы. В исторической драме, участниками которой мы являемся, события развиваются бурно и во многом непредсказуемо. Позиция каждого из нас - отнюдь не последнее из обстоятельств, определяющих облик будущего страны.

Попытаемся рассмотреть  под углом зрения философской  науки взаимоотношение политики и морали.

Рассмотрим, прежде всего, некоторые аспекты, касающиеся политической системы общества, сущности политической власти. Далее перейдем к проблеме морали, а также взаимоотношений политики и морали как двух форм общественного сознания, отражающих единое общественное бытие. Рассмотрим одну из злободневных проблем, касающуюся отмены смертной казни в России, что является одним из ярких примеров взаимодействия и взаимопроникновения политики и морали.

 

 

 

1. Политическая система  общества, её структура

Политическая система  общества существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом  политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества”. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание.

Политическая система - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов  политической организации общества, которые подчинены кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений.

Политическая система  представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами, такими как демографическими, пространственно территориальными, а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

Политическая система  конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро конфликтных), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно - родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями).

Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение, то есть очерченное границами страны и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций, партий, общественных организаций. Действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сфера политической жизни общества и личной жизни человека и так далее. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется в конституции, законе, эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной и децентрализованной власти.

Существование политической системы во времени характеризуется  как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра к политической системе буржуазного общества с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами.

В структуре политической системы учёными выделяются такие  ее подсистемы как: институциональная (организации, учреждения), нормативная (нормы правовые и моральные, политические традиции), функциональная (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами), идеологическая (взгляды).

В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко  вычленяются четыре главные группы элементов политической системы: 1) политическая организация; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическое сознание и политическая культура.

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчинённые единой цели и регулирующиеся определёнными правилами, нормами, принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Организация вследствие того выступает важнейшим средством формирования единой воли.

Политическая организация  включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими  организациями, то есть они прямо  и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодёжные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении  политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определённых этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую  деятельность через принадлежащие  им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль их деятельности.

 

 

 

 

 

 

2. Мораль. Понятие морали

Этимологически термин “мораль” восходит к латинскому слову “mos” (множественное число “mores”), обозначающему “нрав”. Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и  развивается на основе потребности  общества регулировать поведение людей  в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

В истории философской  мысли вопрос о взаимоотношении  морали и политики трактовался от полного отрицания, каких бы то ни было связей между ними до признания, что мораль и политика могут быть сведены друг к другу (морализаторский  подход). Взаимодействие морали и политики разнообразно и многопланово. Политическая борьба неизбежно сопровождается столкновением моральных установок. Политике присущи определенная стратегия и тактика, а также законы, нарушать которые нельзя безнаказанно, и вместе с тем в своих стратегических целях политика содержит моральные ценности, следовательно, внутреннюю моральную ориентацию. Политика в тактике, в выборе целей и средств исходит из их эффективности и доступности, однако не должна игнорировать их моральной оправданности. Мораль воздействует на политику через нравственные оценки и ориентации. Политика также оказывает воздействие на мораль, но, как показывают факты отечественной истории.

Все формы общественного  сознания, отражая единое общественное бытие и обладая внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимообусловленность этих явлений заключается в том, что политические взгляды определяют становление и реализацию нравственных норм, так же как моральные отношения, нормы способствуют формированию политического сознания.

Это значит, что ориентация личности на социальные потребности, выражающаяся в политическом сознании, подкрепляется  понятием долга, чести, совести, справедливости, счастья, то есть приобретают нравственную окраску. В свою очередь, нравственные принципы становятся более действенными, если они осознаны человеком с позиции политики. Проблему взаимодействия политики и морали можно решать в различных аспектах под разными углами зрения. Концепция А. Оболонского, изучающего историю России в рамках двух фундаментальных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на мир, в которых отражены все многообразные формы человеческой цивилизации:

· системоцентрицизм

· персоноцентризм

В персоноцеристнтской шкале индивидуум является высшей точкой, мерой всех вещей. Все явления социального мира рассматриваются сквозь призму человеческой личности.

В системоцентристской шкале индивидуум либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель. Россия относится  к системоцентризму.

Эти две формы представляют собой  два этических генотипа. Основное различие между ними состоит в  противоположности подходов к разрешению моральных конфликтов. В основных ветвях российской народности господство системоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция общество - личность даже не возникала не потому, что была гармония, не потому, что не было противоречий, а потому, что все противоречие разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречия с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений.

Лишь вначале XIX персоноцентризм стал представлять в России заметную социальную величину, и весь XIX прошел под знаком развития, улучшения, укрепления этой породы, расширения ее социальной базы.

К началу XX персоноцентристский генотип  в русском обществе получил права гражданства, и принадлежность к нему стала ведущим признаком интеллигенции.

Персоналистское мышление XX века существует во множестве вариантов, но для всех них. Человек есть исток и завершение антропологической картины. Человек  признается мерой всех вещей. Гуманистический принцип заключается в том, “что нет ничего более высокого и более достойного, чем человеческая жизнь”. Двадцатая статья Конституции Российской Федерации подтверждает, что “каждый имеет право на жизнь”.

 

 

 

 

3. Взаимное влияние политики и морали в истории.

На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает  характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное - это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас. В традиционном обществе нет отдельных групп, все слиты коллективно. Осознание человека личностью, членом группы, противопоставления морали одного морали другого еще не происходит. Различие личного и общественного отсутствует, и все, что было вне традиционного общества, было вне закона. В эпоху традиционных обществ была характерна неразделенность политики и морали. Особенно четко это проявилось, да и продолжает проявляться в наиболее устойчивых районах традиционализма - на Востоке. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона. Он считал, что народ будет избегать его, при этом не испытывая стыда. Добродетель объявлялась единственным, что может подчинять людей порядку, так как с добродетелью народ будет знать стыд. Лао Цзы классифицировал типы правления на основе критериев, объединяющих нравственность и результативность. Лучшим называлось правление, которое как бы не замечается, настолько оно плавно и естественно. Уступает ему правление, поддерживаемое восхвалениями мудрости решений правителя. Плохое правление основано на страхе подчиненных. И совсем негодное если вызывает презрение. Идея полного слияния политики с народной моралью дошла до наших дней. Симптоматично в этом отношении двенадцать правил Хо Ши Мина (шесть запретов и шесть наставлений) по работе коммунистов среди населения. По сути, это кодекс поведения в народе, уважения его обычаев, даже кажущихся предрассудками, и пути просвещения и ослабления предрассудков и завоевания политиком авторитета среди простых людей.

Информация о работе Проблема взаимоотношения политики и морали в истории политической мысли