Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:29, реферат
Анализируя данную статью автора Черепанова Виктора Алексеевича профессора Ставрополького государственного аграрного университета, доктора юридических наук, профессора можно выделить плюсы и минусы предлагаемой избирательной системы.
Как говорится в статье, в основе конституционной модели демократии, как известно, лежит принцип народовластия, согласно которому носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пропорциональная избирательная система: за и против
Анализируя данную статью автора Черепанова Виктора Алексеевича профессора Ставрополького государственного аграрного университета, доктора юридических наук, профессора можно выделить плюсы и минусы предлагаемой избирательной системы.
Как говорится в статье, в основе конституционной модели демократии, как известно, лежит принцип народовластия, согласно которому носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. к избирательной системе в рамках настоящей статьи выделим международный принцип равного избирательного права, закрепленный в п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека в общей форме и конкретизированный в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой говорится, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без неосновательных ограничений право и возможность "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей" . Данный принцип сформулирован в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) следующим образом: "Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях".
Минусы данной системы:
1)При использовании пропорциональной избирательной системы граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами только в составе списков кандидатов, внесенных политическим партиями.
2) часть граждан РФ, которые не являются членами существующих политических партий и не разделяют их идей, лишены конституционной возможности непосредственного выражения своей воли путем выдвижения кандидатов на выборах с применением пропорциональной избирательной системы.
3) С.А. Авакьян, называл эти нормы "забавными правилами", обоснованно отмечает, что "рассмотреть еще не значит поддержать и включить в федеральный список". По мнению В.Е. Чиркина, "отсечение независимых кандидатов" является минусом пропорциональной избирательной системы: "Им оставляют лишь возможность "проситься" в тот или иной партийный список.
4) Российская модель пропорциональной избирательной системы при выдвижении кандидатов противоречит принципу непосредственного выражения воли народа в ходе выборов, поскольку подавляющая часть граждан РФ отчуждена от участия в формировании списков кандидатов.
Плюсы данной системы:
1)Следует отметить, что п. 1 ст. 37 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 51-ФЗ) установлено, что каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, вправе обратиться в любое региональное отделение политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией.
2) главное достоинство как раз и состоит в том, "что она позволяет избирать парламент, политический состав которого адекватно отражает политический плюрализм общества, который представляет интересы значимых групп населения, в том числе не имеющих ярко выраженной территориальной концентрации и поэтому лишенных возможности проводить своих представителей в мажоритарных избирательных округах. Однако это достоинство проявляется не автоматически, а только при соблюдении определенных условий. И одно из главных условий - развитая партийная система, позволяющая гражданам свободно объединяться в политические партии при минимальном вмешательстве в этот процесс государства, и как результат - наличие партий, в совокупности адекватно отражающих интересы различных социальных групп и политический расклад в обществе”
3) обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Принято выделять два вида списков кандидатов при использовании пропорциональной избирательной системы: 1) жесткие списки, при которых избиратель, голосуя на выборах, не может высказать своего предпочтения определенным кандидатам; 2) свободные списки с преференциальным голосованием, при которых избиратель имеет возможность не только проголосовать за список кандидатов, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию
Представляется возможным
Первое направление. С учетом обозначенных в настоящей статье недостатков российской избирательной модели, часть из которых труднопреодолима, масштаб применения пропорциональной избирательной системы в нашей стране необходимо сократить.
Президентом РФ внесен на рассмотрение парламента законопроект N 232119-6 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <29>, предусматривающий замену чисто пропорциональной избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы на смешанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Наряду с этим целесообразно отменить обязательность применения пропорциональной избирательной системы на региональных и муниципальных выборах. Федеральными законами установлено, что не менее половины законодательных (представительных) органов субъектов РФ , а также не менее половины представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью 20 и более депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе.
Отмена принудительной "пропорционализации" региональных и муниципальных выборов позволит регионам сформировать собственные избирательные модели на основе рамочных федеральных норм с учетом местной специфики, достоинств и недостатков той или иной избирательной системы, как это и должно быть при правовом регулировании по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Второе направление .Законодательные изменения российского варианта пропорциональной избирательной системы, к числу которых можно отнести следующие:
признание избирательными объединениями наряду с политическими партиями инициативных групп граждан с предоставлением им права выдвигать списки кандидатов, поддержанные определенным количеством подписей избирателей;
законодательная институционализация праймериз при использовании пропорциональной избирательной системы;
введение свободных списков кандидатов с преференциальным голосованием;
передача депутатского мандата, от которого отказывается кандидат, другому списку кандидатов; отмена заградительного барьера.
Информация о работе Пропорциональная избирательная система: за и против