Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:03, контрольная работа
В политической жизни любого общества важную роль играет политическая идеология, которая выражает национальные, классовые, партийные, религиозные интересы, направляет политические взгляды, дает соответствующие ориентиры политического поведения различным субъектам политических отношений.
1. Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность……………………………………………….……….. 3
2. Социалистическая идеология и ее разновидности………………………….12
3. Практический вопрос:…………………………………………………….......15
Для каждой из трех основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности из следующих пар противоположностей:
а) свобода – равенство;
б) порядок – законность;
в) права человека – справедливость;
г) социальное равенство – равенство перед законом;
д) рыночная конкуренция – государственное регулирование;
е) индивидуализм – коллективизм.
4. Список литературы……………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
1. Противостояние
принципов либеральной и
2. Социалистическая
идеология и ее разновидности……
3. Практический
вопрос:……………………………………………………...
Для каждой из трех основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности из следующих пар противоположностей:
а) свобода – равенство;
б) порядок – законность;
в) права человека – справедливость;
г) социальное равенство – равенство перед законом;
д) рыночная конкуренция – государственное регулирование;
е) индивидуализм – коллективизм.
4. Список
литературы…………………………………………….……
1.
Противостояние принципов
В политической жизни любого общества важную роль играет политическая идеология, которая выражает национальные, классовые, партийные, религиозные интересы, направляет политические взгляды, дает соответствующие ориентиры политического поведения различным субъектам политических отношений.
Термин «идеология» впервые ввел в научный оборот в начале XIX в. французский философ и экономист Антуан Дестюг де Траси, который использовал этот термин для обозначения учения об идеях. По его мнению, назначение идеологии заключалось в том, чтобы выражать в обобщенной форме идейные основы общественного устройства, давать оценку социальным процессам, определять текущие и перспективные цели государственной политики. Это означает, что идеология служит духовным основанием политики.
Каждое общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, и для их выражения и распространения необходимы различные системы взглядов и теорий, отражающие их (этих групп) интересы. Такие системы взглядов и теорий получили название политических идеологий.
Политическая идеология – это систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы в её притязаниях на власть и предусматривающая ту или иную стратегию политических действий. С помощью идеологии различные политические силы обосновывают свои цели и находят средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология выступает мотивационной основой коллективных политических действий и поведения.
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.
Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
Когнитивная функция связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.
Конструктивная функция проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.
Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.
В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Основные современные идеологии - либерализм, консерватизм, социализм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
Либерализм сформировался как самостоятельное идеологическое течение на базе западноевропейской политической философии XVII – XVIII вв. (эпоха буржуазных революций XVII – XVIII вв., становление буржуазно-рыночных отношений и борьба с остатками феодализма). Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма.
Термин «либерализм» происходит от латинского liberalis – свободный. Это идейно-политическое течение представляет собой систему взглядов на окружающий мир, принципов и установок, лежащих в основе социально-экономической и политической деятельности правительств, программ политических партий и движений, придерживающихся идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Её основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790 гг.), Джоном Локком (1632-1704 гг.), Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.), которые выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:
• Безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;
• Концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;
• Требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.
Источником либеральной идеологии послужила потребность в создании такого общественного и государственного устройства, которое противостояло бы абсолютной монархии. Фундаментальной основой либеральной идеологии выступает идея индивидуальной свободы как главного условия реализации человеком своих неотъемлемых жизненных прав. По мнению либералов, человек рождается свободным, он представляет собой автономную самоуправляющуюся личность, которая сама знает, что для нее хорошо и что плохо, и поэтому способна самостоятельно устанавливать нормы своей нравственности и поведения. Естественным и единственным ограничением свободы человека может быть только свобода другого человека.
Либерализм сыграл огромную роль в разрушении старых идеологических ценностей общества. Он утвердил новый демократический символ веры:
- индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;
- свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;
- равенство,
как утверждение того, что все
люди равны от природы и
имею равные права и
- братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.
Идеология либерализма постоянно развивается и в наше время приобрела такую форму, как неолиберализм. В противоположность классическому либерализму эта модификация либерализма допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономические процессы, а также выступает за государственное регулирование социальной жизни общества, отношений между различными социальными общностями людей и политическими группировками для сохранения и упрочения социально-политической стабильности. Посредством социальных программ, пособий и других мер по социальному обеспечению неолибералы пытаются сгладить имущественное неравенство.
Современные либералы изменили свой взгляд на идеологию и ее роль в обществе. Если в прошлом они отвергали всякую идеологию, проповедуя только утилитаризм, то сегодня они признают за идеологией важную роль в общественном развитии, призывают к свободной конкуренции между различными идеологическими системами. Значительная роль в современных либеральных убеждениях отводится проблеме справедливости. Неолибералы отдают предпочтение политической справедливости, равенству всех перед законом и отвергают идею социального равенства. По их утверждению, современное государство должно гарантировать равные права граждан в политической жизни и равные возможности в социально-экономической сфере. Это и есть высшая справедливость. Социальное же равенство они считают утопией, противоречащей самой природе человека.
В целом современный либерализм выступает выразителем интересов среднего класса. Как идеология, он, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, где личный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства.
Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных отношениях - равенство возможностей; в политике - защита представительной, плюралистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм.
Консерватизм. Это идейно-политическое течение сложилось в конце XVIII в. Ее история насчитывает более 200 лет, поскольку эта идеология сформировалась как реакция на события Великой французской революции. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм выдвинул в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Название консерватизм происходит от латинского слова conservare,что означает «охранять», «сохранять». Консервативная идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к народным движениям.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти идеалы и ценности совершенно не зависят от воли человека, поскольку формируются всеми общественными и государственными институтами, чтобы обуздать его (человека) греховную природу.
Другой важнейший принцип консерватизма – традиционализм, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественная жизнь и реформы должны опираться на созданные прежними поколениями духовные традиции и ценности. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен чувствовать ответственность не только перед своими современниками, но и перед предками, и потомками. Именно в традициях аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Один из важнейших принципов консерватизма – отрицательное отношение к идее равенства людей. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии и элитарного характера управления. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего природе человека.
Выступая за сохранение существующих общественных порядков и форм государственной власти, консерватизм принимает различные формы в каждой конкретной стране, так как общественные системы, социально-политические институты и духовные ценности в разных странах имеют свои особенности и черты. Отсюда консерваторам нередко приходится защищать совершенно различные общественные порядки, порой даже противоположные политические системы, приспосабливаясь к конкретным условиям той или иной страны и ее историческому времени.