Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:35, реферат
Процесс социализации всегда привлекал мое внимание в социальной психологии и социальной педагогике. И я неизбежно с ним сталкивалась из-за того, что "социализация" является ключевым понятием в этих дисциплинах. При выборе темы реферата я не задумываясь взялась за эту тему. Т.к. впервые столкнулась с понятием "политическая культура" и, как правило, с ним мало кто знаком.
Чрезвычайно важна для политической социализации школа. За последнее десятилетие формировавшаяся долгие годы система школьного и внешкольного образования разрушилась. Мало осталось детских кружков, студий. Практически бездействуют некогда массовые детские и молодежные организации, занимавшиеся ранее патриотическим воспитанием молодого поколения. Миллионы детей оказались предоставленными сами себе. Образовавшийся вакуум породил безнадзорность и беспризорность детей и подростков, привел к чудовищному росту преступности, к наркомании среди подростков (согласно статистике, и среди детей младшего школьного возраста) и т. д. Все это заставило всерьез задуматься над возникшими проблемами. Кое-где уже восстанавливается деятельность детских и юношеских организаций. Возрождается традиция скаутского движения. Под эгидой МВД и армейских подразделений начали действовать военно-спортивные и военно-патриотические лагеря, в том числе и для трудных подростков. Лидеры детских организаций, учителя, воспитатели в лагерях оказывают немалое влияние на формирование личности ребенка. При этом социализация, осуществляемая в школе, в среде сверстников может существенно отличаться от домашнего воспитания. Как положительный опыт в формировании у подрастающего поколения гражданских качеств следует отметить, что изданы новые учебники по общественным дисциплинам, в школе введен курс "Граждановедение".
Политической наукой уже накоплен немалый опыт по изучению эффективности политической социализации детей. Доказано, что полученные в детстве знания о политике оказывают существенное влияние на будущие воззрения и политическое поведение индивидов, а значит, и на функционирование политической системы общества в целом. Уже в детском возрасте складывается разное личное отношение к политике - либо как к процессу борьбы за господство, в ходе которой приемлемы самые разные методы и средства и возможны уступки в вопросах морали, либо как к законопослушному поведению и легитимной деятельности (возможно и формирование аполитичной личности).
Реформа образования включает в себя изменение содержания и структуры гуманитарных дисциплин в школах и вузах. Однако новые ценности и нормы не возникают лишь под влиянием новых учебников и учебных программ. Результат в значительной степени зависит от состава учителей и педагогов, а они в большинстве своем остаются носителями прежней, советской политической культуры. Большинство взрослых воспроизводит политические ориентации, полученные в детстве14. И учителя не являются исключением. Процесс изменения ориентиров политической социализации в системе образования идет в основном стихийно. А следовательно возрастает вклад иных каналов политической социализации.
В России всегда большую роль играла армия. Весьма многогранной и в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных и военно-патриотических организаций, в которую в той или иной степени были вовлечены миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитании чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине. При активном участии воинских частей в стране возрождаются военно-исторические клубы. Ряд политиков заявляет о необходимости возрождения системы военно-патриотического воспитания. Реформирование армии, отказ от использования ее при разрешении внутренних конфликтов, обращение к героическому прошлому страны, образам выдающихся отечественных полководцев, многочисленным примерам беспредельного мужества защитников Отечества - все это должно сыграть положительную роль. Важно, чтобы в результате всех преобразований военнослужащие - от солдата до маршала - чувствовали себя полноправными гражданами своей страны, несущими ответственность за ее судьбу.
Русская Православная Церковь четко определила свое место в обществе. Церковь отказалась от участия в политике - она стремится подняться над политической борьбой и распрями, сконцентрировать внимание на решении проблем духовно-нравственного возрождения общества. Это встречает живой отклик в умах и сердцах людей.
В настоящее время идет напряженный поиск оптимальной модели взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Не удивительно, что вокруг проекта закона РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" летом 1997 года развернулась острая дискуссия. Очевидно, в современных условиях, когда в стране на десятилетия была практически утрачена живая традиция массовой религиозной деятельности, есть необходимость обратиться к мировому опыту. Останавливаться на советской модели взаимоотношения государства и церкви нет необходимости. В большинстве же стран Европы всеми способами стараются поддержать историческое вероисповедание граждан, хорошо понимая зависимость между традиционной религией и государственностью, четко осознавая, что от духовного единства в немалой степени зависит и сила государства. Это, например, такие страны, как Греция, Ирландия, Швеция, Англия, Испания и др.
В США все религиозные
Сегодня в России остро стоит вопрос о необходимости выработки действенной формы солидарности граждан страны независимо от их происхождения и положения. Многонациональный характер Российского государства сложился исторически. В этой связи представляется важной и перспективной трактовка российской над этнической общности как согражданства и разработка национально-государственной доктрины. Она призвана объединить граждан страны и определить основные ориентиры общественного развития. Однако ряд общественных деятелей и ученых выступает против самой идеи создания национально-государственной доктрины.
Изучение опыта других стран
показывает, что там также сталкивались
с аналогичными проблемами и небезуспешно
их решали. Представляет интерес трактовка
американскими исследователями
понятия "гражданская религия"
(civil religion). По словам Дж. Уилсона, "гражданская
религия" рождается в гуще народной
жизни и проявляется в приверженности
ценностям и идеям, отражающим в повседневной
жизни верность национальной цели, морали
и традициям общества. По сути дела, "гражданская
религия" - это своего рода интерпретация
различных верований в свете политического
опыта.
Россия переживает сейчас процесс смены
национально-государственной символики,
возрождения старых традиций и церемоний.
Умелое использование политической символики
придает эмоциональный накал восприятию
политических знаний, постижению исторических
свершений, пробуждает в гражданах чувство
гордости за свое Отечество.
Чрезвычайно актуальна сегодня
в России проблема использования
СМИ. Назрела настоятельная
В связи с глубокими социально-экономическими
и политическими изменениями, происходящими
сейчас в России, существует проблема
ресоциализации - весьма острая проблема.
И обусловлено это, прежде всего, тем, что,
как отмечают политические психологи
Л. Я. Гозман и Е. Б. Шестопал, ресоциализация
"предполагает не просто освоение новых
социальных ниш, а переучивание тому, что
было прочно усвоено в детстве и юности
и что составляло фундамент данной личности"16. При этом ресоциализация проходит с
большими затруднениями. Каждая возрастная
группа требует своего подхода. Кроме
того, немало проблем возникает в силу
идеологических причин. Новые демократические
ценности, приобретя официальный статус,
должным образом не систематизированы
и не передаются адекватно от политической
системы к личности.
Заключение.
Осваивать политическую культуру - это означает учиться политике, ибо политика и есть проявление культуры, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением.
Цель процесса политической социализации - обеспечить бесперебойное функционирование политической системы при смене поколений в политике и способствовать становлению гражданина, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры и готов сам принимать решения по важнейшим вопросам.
Однако процесс социализации как освоение людьми политической культуры реально осуществим лишь при условии заинтересованности в нем политического режима, ведущих политических сил и при подлинно демократическом климате в обществе.
В период преобразования общественно-политической системы в России усложняются и изменяются требования к процессу политической социализации, который осуществляется в системе среднего и высшего образования ( этот процесс является основополагающим в социализации).
Исходя из всего сказанного хочу добавить, что на сегодняшний день, если наше государство заинтересовано в воспитании грамотных граждан, заинтересовано в воспитании культуры, то оно должно делать главный упор на поддержку семьи и образования. Потому что семья является одновременно и тем на чем держится сильное государство. Т.е. обеспечивается стабильная политическая система.
Используемая литература
1 см. Гаджиев К.С. Политическая наука , 1994. С. 336
2 см. Зеркин Д.Г. Основы политологии, 1993.
3 см. Гаджиев К.С. Политическая наука, 1994. С.337
4 см. Гаджиев К.С. Политическая наука, 1994. С.339
5 см. Каменская Г.В. Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994 г.
6 см. Мельников М.Е. Политология. Учебник. 1998 г.
7 см. Гаджиев К.С. Политическая наука, 1994.
8 см. Гаджиев К.С. Политическая наука, 1994.
9 см. Grenstein F. A note on the ambiguity of political socialization: definitions, criticism and strategies of inquiry// The civil culture revisited. Ed. Almond and Verba, Boston, 1980. P.190-191
10 Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология М., 1994. С.111
11 Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К.Г.Юнга. С-П.,1996.С.59-60
12 Харитонова О.Г. Генезис демократии \\ Полис, 1994,№1,С.73
13см. Rosenbaum W. Political culure. N.Y.,1975. P.19
14 см. Rosenbaum W. Political culure. N.Y.,1975. P. 15
15 см. Wilson J. Religion in American Society. The Effectiv Presence. N.Y., 1978.P.211
16 см. Газман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. С.164