Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:05, реферат

Краткое описание

Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Политические конфликты 4
1. 1. Источники и формы политических конфликтов 4
1.2. Структура политического конфликта 7
1.3. Функции политических конфликтов 8
2. Регулирование политических конфликтов 10
2.1. Предупреждение политических конфликтов 11
2.2. Методы разрешения конфликтов 12
2.3. Особенности политического конфликта в России 13
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_политология.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)


Институт  международных экономических связей

Факультет мировой  экономики и международной торговли

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине  "Политология"

 

на тему "Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов"

 

 

Выполнила студентка 2 курса

заочного отделения

Нохрина Дарья Александровна

                        

 

 

Москва

2013

 

Содержание

 

 

Введение

 

Определяемый  в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.

Среди многообразных  видов политического процесса конфликты  выделяются тем, что привносят в  социальную и политическую жизнь  общества напряженность, противостояние, неприязнь, ненависть. Они разделяют людей на враждебные группы и группировки, вовлекают их в открытое противостояние, кровопролитные столкновения. Казалось бы, люди уже давно должны были осознать пагубность любого проявления агрессии, междоусобных и братоубийственных войн. Но нет, каждое новое поколение вовлекается в новые конфликты, вновь происходит разделение на группы и группировки, и вновь возникает угроза кровопролитий.

Под конфликтом следует понимать особый вид взаимодействия людей, в котором каждая из взаимодействующих  сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, социальными позициями, и которая готова для этого использовать средства, выходящие за пределы институционального нормативного порядка. Иными словами, конфликт всегда выражается в конкретных действиях людей, ориентированных на то, чтобы добиться перераспределения статусных позиций, ресурсов, ценностей в свою пользу. Конфликт — всегда взаимодействие, так как любое перераспределение связано с противодействием тех, кто уже обладает этими позициями, ресурсами и ценностями. Конфликт - это всегда выход взаимодействующих людей за поле инстуционального нормативного порядка, именно отсюда сопровождающие его злобность, насилие, жестокость, непредсказуемость последствий.

Проблема политического  конфликта, – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. В современных международных отношениях также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем и о способах их регулирования в частности. Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует разобраться в его сущности как определенного социального явления.

 

1. Политические конфликты

1. 1. Источники и формы политических конфликтов

 

Политический  конфликт - столкновение интересов различных субъектов политической жизни, обладающих политической властью, выражающееся в противоположных действиях, направленных на различный результат.1

Политическая  государственная власть, обладание  ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Различают три  основных типа политических конфликтов.

1. Конфликт интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

2. Конфликты  ценностей характерны для развивающихся  государств с неустойчивым государственным  строем; они требуют больше усилий  по урегулированию, поскольку компромисс  по поводу таких ценностей,  как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты  идентификации: характерны для  обществ, в которых происходит  отождествление субъектом себя  с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с  обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости  от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты – государства и их коалиции), государственным (субъекты – ветви власти, политические партии), региональным (субъекты – региональные политические силы), местным.

 Субъектами  позиционных внутриполитических  конфликтов выступают политические  институты, организации, осуществляющие  власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции.

Субъектами  оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти.

Внутриполитические  конфликты подразделяются на режимные и легитимные. Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства. Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого. Часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

Наиболее яркой  формой политических конфликтов выступают  массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Революция представляет собой преобразование общества в  целом и замену господствующих классов  и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного  развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Имеется целый ряд экономических, политических и других факторов, создающих условия для начала революционного процесса. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, наличие субъективного фактора, то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия. Когда в обществе проявляются перечисленные родовые и специфические факторы, говорят, что оно переживает революционную ситуацию.

В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.

На этапе  вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и  суровая критика, заставляющая население  терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов  является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап — победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающие во внутреннюю борьбу, вплоть до физического устранения «проигравших». На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.

Иной тип  политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером. Сохраняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка. Реформы пытаются решать определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантской цели полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.

Революции и  реформы протекают в обществе, находящемся на переломном этапе  своего существования. Для стабильных демократических общественных систем наиболее характерным является избирательный процесс — выборы в законодательные и исполнительные органы власти. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических странах, довольно широк. Он охватывает все уровни государственной власти, от центрального до местного, от президента страны до руководителя местного самоуправления.

1.2. Структура политического конфликта

 

Конфликт выступает как один из видов социального взаимодействия и соответственно имеет определенную структуру. Структуру конфликта можно определить, как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта:

  1. участники конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции). Нет участников – нет конфликта.
  2. предмет конфликта (само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон. Следует отметить, что существуют конфликты, не имеющие предмета. Их называют нереалистичные конфликты. Это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон.)
  3. конфликтные действия (т.е. непосредственное конфликтное взаимодействие. Их можно разделить на активно-конфликтные (вызов) и пассивно-конфликтные (ответ на вызов). Некоторые авторы к конфликтным действиям относят «избегание конфликта» или «приспособление к конфликту». Правомерно эти понятия рассматривать не как конфликтные действия, а как конфликтное поведение. Конфликтные действия можно разделить на наступательные и оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороны. Оборонительные – с защитой своих позиций).
  4. условия конфликта (физическая, социальная среда. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Например, наличие социальной или экологической напряженности, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, низкая покупательная способность населения в регионе и др.)
  5. последствия конфликта. Они сказываются не только на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последствия социальных конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно.

 

1.3. Функции политических конфликтов

 

Являясь постоянно  действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить на позитивные и негативные:

Позитивные  функции конфликта: 

  1. выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;
  2. способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей;
  3. ускоряет создание новых структур;
  4. обеспечивает лучшее познание его участников. 

Негативные  функции конфликта:

  1. приводит к дезинтеграции общества;
  2. приводит к социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;
  3. приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений;
  4. приводит к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, установлению военной или другой диктатуры.

Однотипные  политические конфликты в разных странах могут приобретать неодинаковую степень остроты и приводить к различным последствиям. На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов:

1) конкретная  историческая обстановка, в условиях  которой протекает конфликт;

2) социально-экономические  условия жизни общества;

3) степень развитости  демократических отношений;

4) общий уровень  культуры в обществе и уровень  политической культуры;

5) плотность  населения, половозрастной, национальный  состав. При большой пестроте  национального состава населения  многие конфликты неизбежно принимают характер этнополитических. Под ними понимается форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности.

Географические  факторы. Среди них особую роль играет само пространство: в большом пространстве конфликт имеет тенденцию к незавершенности В России, например, частым явлением был уход крестьянина на Дон, в Сибирь в периоды усиления налогового и крепостного гнета государства. Это не способствовало формированию в общественном сознании отношения к конфликту как к социальной норме и выработке навыков его разрешения.

Информация о работе Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов