Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:05, реферат
Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.
Введение 3
1. Политические конфликты 4
1. 1. Источники и формы политических конфликтов 4
1.2. Структура политического конфликта 7
1.3. Функции политических конфликтов 8
2. Регулирование политических конфликтов 10
2.1. Предупреждение политических конфликтов 11
2.2. Методы разрешения конфликтов 12
2.3. Особенности политического конфликта в России 13
Заключение 16
Список литературы 17
Институт
международных экономических
Факультет мировой
экономики и международной
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Политология"
на тему "Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов"
Выполнила студентка 2 курса
заочного отделения
Нохрина Дарья Александровна
Москва
2013
Содержание
Введение
Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.
Среди многообразных видов политического процесса конфликты выделяются тем, что привносят в социальную и политическую жизнь общества напряженность, противостояние, неприязнь, ненависть. Они разделяют людей на враждебные группы и группировки, вовлекают их в открытое противостояние, кровопролитные столкновения. Казалось бы, люди уже давно должны были осознать пагубность любого проявления агрессии, междоусобных и братоубийственных войн. Но нет, каждое новое поколение вовлекается в новые конфликты, вновь происходит разделение на группы и группировки, и вновь возникает угроза кровопролитий.
Под конфликтом следует понимать особый вид взаимодействия людей, в котором каждая из взаимодействующих сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, социальными позициями, и которая готова для этого использовать средства, выходящие за пределы институционального нормативного порядка. Иными словами, конфликт всегда выражается в конкретных действиях людей, ориентированных на то, чтобы добиться перераспределения статусных позиций, ресурсов, ценностей в свою пользу. Конфликт — всегда взаимодействие, так как любое перераспределение связано с противодействием тех, кто уже обладает этими позициями, ресурсами и ценностями. Конфликт - это всегда выход взаимодействующих людей за поле инстуционального нормативного порядка, именно отсюда сопровождающие его злобность, насилие, жестокость, непредсказуемость последствий.
Проблема политического конфликта, – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. В современных международных отношениях также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем и о способах их регулирования в частности. Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует разобраться в его сущности как определенного социального явления.
1. Политические конфликты
1. 1. Источники и формы политических конфликтов
Политический конфликт - столкновение интересов различных субъектов политической жизни, обладающих политической властью, выражающееся в противоположных действиях, направленных на различный результат.1
Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликт интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.
2. Конфликты
ценностей характерны для
3. Конфликты
идентификации: характерны для
обществ, в которых происходит
отождествление субъектом себя
с определенной группой (
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты – государства и их коалиции), государственным (субъекты – ветви власти, политические партии), региональным (субъекты – региональные политические силы), местным.
Субъектами
позиционных
Субъектами
оппозиционных
Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные. Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства. Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого. Часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).
Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Имеется целый ряд экономических, политических и других факторов, создающих условия для начала революционного процесса. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, наличие субъективного фактора, то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия. Когда в обществе проявляются перечисленные родовые и специфические факторы, говорят, что оно переживает революционную ситуацию.
В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.
На этапе вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и суровая критика, заставляющая население терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап — победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающие во внутреннюю борьбу, вплоть до физического устранения «проигравших». На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.
Иной тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером. Сохраняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка. Реформы пытаются решать определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантской цели полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.
Революции и реформы протекают в обществе, находящемся на переломном этапе своего существования. Для стабильных демократических общественных систем наиболее характерным является избирательный процесс — выборы в законодательные и исполнительные органы власти. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических странах, довольно широк. Он охватывает все уровни государственной власти, от центрального до местного, от президента страны до руководителя местного самоуправления.
1.2. Структура политического конфликта
Конфликт выступает как один из видов социального взаимодействия и соответственно имеет определенную структуру. Структуру конфликта можно определить, как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта:
1.3. Функции политических конфликтов
Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить на позитивные и негативные:
Позитивные функции конфликта:
Негативные функции конфликта:
Однотипные политические конфликты в разных странах могут приобретать неодинаковую степень остроты и приводить к различным последствиям. На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов:
1) конкретная историческая обстановка, в условиях которой протекает конфликт;
2) социально-экономические условия жизни общества;
3) степень развитости демократических отношений;
4) общий уровень культуры в обществе и уровень политической культуры;
5) плотность
населения, половозрастной, национальный
состав. При большой пестроте
национального состава
Географические факторы. Среди них особую роль играет само пространство: в большом пространстве конфликт имеет тенденцию к незавершенности В России, например, частым явлением был уход крестьянина на Дон, в Сибирь в периоды усиления налогового и крепостного гнета государства. Это не способствовало формированию в общественном сознании отношения к конфликту как к социальной норме и выработке навыков его разрешения.
Информация о работе Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов