Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:45, контрольная работа
Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государство как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства.
1. Введение стр.2
2. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования. стр. 2-4
3. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты. стр. 4-5
3.1. Основные признаки правового государства. стр. 5
4. Политическое движение КПРФ. стр. 6
4.1. Цели КПРФ. стр. 6
4.2. Стратегия КПРФ. стр. 7
4.3 Роль КПРФ в обществе. стр. 7
5. Заключение стр. 8
6. Литература стр. 9
ПЛАН
1. Введение стр.2
2. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования. стр. 2-4
3. Сущность правового
государства, его основные
3.1. Основные
признаки правового
4. Политическое движение КПРФ. стр. 6
4.1. Цели КПРФ. стр. 6
4.2. Стратегия КПРФ. стр. 7
4.3 Роль КПРФ в обществе. стр. 7
5. Заключение стр. 8
6. Литература стр. 9
1.ВВЕДЕНИЕ
Государство играет
решающую роль в жизни
Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Оно может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жёсткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д.
Однако, государство не является ни абсолютным злом, ни абсолютным благом. С целю минимизации негативных последствий функционирования государства для общества, ограничения возможного зла от неё, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с её концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества.
2.ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВНИЯ.
Понятие «гражданское общество» очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо и многих других.
По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперёд. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создаётся ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть. По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократичном режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
- безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
- легитимность и демократический характер власти;
- равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
- правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
- свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
- классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.
В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.
Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.
3.СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА,ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона. Главное отличие правового государства от неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.
Правовое государство опирается:
- на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;
- на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ (групп, классов, наций) и государства;
- на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;
- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;
- на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;
- на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;
- на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;
- на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;
- на принцип независимого суда;
- на социальный контроль политики и власти;
- на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;
- на независимость массовой информации.
Категория правового государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское.
Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:
- право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;
- обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);
- ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;
четка социальная налоговая политика;
- принудительное социальное страхование отдельных групп населения.
Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.
Характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.
3.1.Основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная
ответственность личности и
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5.Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1.Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2.Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3.Располагает специальным государственным механизмом.
4.Обладает определенной административно-
5.Существует благодаря налогам и другим сборам.
6.Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.