Развитие либерализма в разных странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 00:18, реферат

Краткое описание

Либерализм не имеет себе равных по широте распространения в современном мире: вряд ли сегодня существует индустриально-развитое государство, где хотя бы в какой-то степени не была бы представлена та или иная разновидность либерального мировоззрения.
Итак, либерализм — это философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь граждан.
Рассмотрим развитие либерализма в странах мира, в которых он имел наиболее яркие особенности.

Вложенные файлы: 1 файл

Liberalizm_text_1.docx

— 31.89 Кб (Скачать файл)

Вступление Диана

Добрый день, сегодня мы хотим представить вам развитие либерализма в разных странах мира.

Либерализм не имеет себе равных по широте распространения в современном мире: вряд ли сегодня существует индустриально-развитое государство, где хотя бы в какой-то степени не была бы представлена та или иная разновидность либерального мировоззрения.

Итак, либерализм — это философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь граждан.

Рассмотрим развитие либерализма в странах мира, в которых он имел наиболее яркие особенности.

Либерализм в США

(Слайд)Либерализм в Соединённых Штатах Америки представляет собой широкий набор политических и философских убеждений, отдающих предпочтение личной свободе в противовес ограничениям, накладываемым на таковую свободу государственными структурами, религией, общественной моралью и традициями. Спектр либерализма в США простирается от классического до социального и, в крайнем проявлении, до неолиберализма.

Декларация независимости США провозглашает наличие «неотъемлемых прав» каждого человека на «жизнь, свободу, и на стремление к счастью». Такой взгляд на личность совпадает с идеалами классического либерализма.

(Слайд)Формирование и развитие либеральной традиции в США протекало в процессе постоянной внутренней эволюции. На всех этапах американской истории между либерализмом и консерватизмом сохранялся определенный консенсус в отношении некоторых наиболее общих представлений, касающихся американского общества, политических институтов, механизмов социального развития и т. д.

(Слайд)Одним из представителем либерализма был Артур Шлезингер-младший (1917-2007). Он был не только известным историком, но выдающимся теоретиком, принадлежащим к традиции старого либерализма. В своей статье он писал:

В известном смысле все в Америке - это либерализм. Поскольку свобода предоставляется по праву рождения, а не завоевания, американец рассматривает либерализм как одно из предварительных условий жизни.

Либеральное течение в США - это в большей степени движение социального прогресса, а не интеллектуальная доктрина, которая скорее преследует свои цели, нежели следует определенному методу. Когда политика невмешательства казалась лучшим способом для достижения либеральных целей равенства возможностей для всех, либералы верили, что лучшее правительство то, которое меньше всего правит. Однако когда с ростом промышленного производства потребовалось большее вмешательство правительства для предоставления равных возможностей, либеральная традиция, верная своей цели и не связанная догмами, изменила свое отношение к государству.

Таким образом, Американский либерализм в широком смысле слова является выражением опыта всей нации.

Либерализм в Германии

(Слайд)Либеральное движение на немецкой земле началось в первые десятилетия XIX в. В преддверии революции 1848–1849 гг. в Германии оно достигло значительной высоты, как с точки зрения масштабов и организованности, так и с точки зрения идейно-теоретической зрелости.

(Слайд) Ранний немецкий либерализм – тот, который зародился и утверждался в дореволюционный период, – был по преимуществу «конституционным движением». В его рамках разрабатывались и предлагались различные модели желательных для германских государств политико-юридических порядков. Немецкий либерализм первой половины XIX в. представляют Фридрих Даль-Ман, Роберт фон Моль, Карл Роттек и Карл Велькер, Юлиус Фребель и др. Их взгляды и деятельность ощутимо влияли на политический и духовный климат Германии той поры. Общеевропейскую известность приобрели же в первую очередь пронизанные либеральными идеями труды Вильгельма фон Гумбольдта и Лоренца Штейна.

(Слайд)Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835) стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства». Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству, – позиция гуманистического индивидуализма.

С его точки зрения, общество принципиально значимее государства, а человек есть нечто гораздо большее, чем гражданин. Цель существования государства как такового – служение обществу. Отсюда тезис – «государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека».

(Слайд)Лоренцу Штейну (1815–1890) принадлежит ряд фундаментальных исследований об обществе, государстве, праве, управлении. Либерализм Штейна ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-политической доктрины он поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении к самореализации, суть которой – добывание, переработка, изготовление и приумножение благ.

В теории и практике неолиберализма ведущее место занимает немецкий неолиберализм.

В Германии можно выделить три группы неолибералов.

(Слайд)Старейшую группу немецких неолибералов возглавили В. Репке и А. Рюстов, особое внимание которых уделялось вопросам теории экономического строя и экономической политики, разграничению и взаимосвязи этих понятий.Вторая группа сформировалась вокруг В. Еукена и Ф. Бэма во Фрайбургском университете. Она занялась определением стадий исторического и экономического развития, трактовкой экономической системы.Третья группа немецких экономистов, представлена А. Мюллер-Армаком, Л. Ергардом и их учениками, стала известна как кельнская школа неолиберализма, в пределах которой и была разработана концепция социального рыночного хозяйства.

Либерализм в Италии

(Слайд)Как политическое течение либерализм в Италии образовался в эпоху Рисорджименто. В данном случае либеральные идеи сумели получить развитие и утвердиться в стране с не слишком большим опытом политической демократии, стране отсталой, зависимой, на все стороны жизни которой оказывало сильное воздействие и даже давление Папское государство. В то же время итальянская либеральная доктрина и итальянское либеральное государство имели определенную специфику.

В первой половине XIX в. католические силы разделились на два течения:  «реакционный католицизм» и «либеральный католицизм».

(Слайд)Крупнейшим представителем либерального католического блока, поставившего две основные проблемы – проблему реформирования церкви и проблему обретения национальной независимости, – был выдающийся миланский писатель и философ Алессандро Мандзони. Он порицал стремление духовенства подчинить себе государство и сделать его «орудием религии», также осуждал и вмешательство государства в дела церкви.

В 30 – 40-е гг. общественная деятельность итальянских либеральных католиков разворачивалась преимущественно в сфере литературы и философии. После выхода в свет в 1843 г. «Первенства» Винченцо Джоберти итальянский либеральный католицизм становится широким политическим движением.

(Слайд)Существует легендарный миф о папе-либерале - Пие IX. Наиболее влиятельной и популярной доктрина либерального католицизма стала в 1846 г., когда с избранием новым папой Пия IX связывались наиболее радужные надежды широких слоев итальянской интеллигенции на возрождение нации. Непродолжительный период либеральных реформ в Папском государстве вознес Пия IX на вершины славы и всеобщего преклонения.

(Слайд)Кавур Камилло Бенсо - (1810-1861), лидер либерального течения итальянского Рисорджименто.  Одним из главных положений либерализма Кавура стал важнейший постулат либерализма: принцип свободы и независимости. Формула «Свободная церковь в свободном государстве» явилась неотъемлемой частью концепции либерального государства, выдвинутой Кавуром. Таким образом, эта знаменитая формула стала основой для создания итальянского либерального государства.

Либеральные идеи после завершения Рисорджименто получили весьма полное развитие.

Либерализм во Франции

(Слайд)Революция во Франции расчистила почву для свободного развития капиталистических отношений. Государственный строй Франции этого периода был монархическим; политическими правами пользовались дворянство и очень узкий круг крупных капиталистов.

В этих условиях идеологи французской буржуазии уделяют основное внимание обоснованию “индивидуальных прав и свобод”, необходимых для развития капитализма.

(Слайд)Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был Бенжамен Констан (1767 – 1830 гг.). Констан уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, слова, свобода предпринимательства, частной инициативы. Он различает политическую свободу и свободу личную.

Констан признавал, что необходимо существование выборного учреждения (представительства). Соответственно в государстве должна осуществляться политическая свобода в том смысле, что граждане принимают участие в выборах и представительное учреждение входит в систему высших органов власти. Законодательную палату выборную Констан называет “властью общественного мнения”, самостоятельной властью Констан называет судебную власть.

Он высказывается также за расширение прав местного самоуправления, не считая “муниципальную власть” подчиненной исполнительной власти, а трактуя ее как власть особую.

(Слайд)Теория Бенжамена Констана, обстоятельно изложенная в его “Курсе конституционной политики” (1816 – 1820 гг.), долгое время была общепризнанной доктриной буржуазных политиков Франции и ряда других стран. Эволюция либерализма в XX в. привела к вынужденному признанию положительных функций государства, направленных на организацию всеобщего образования, здравоохранения, материального обеспечения и других социальных функций; на этой основе сложился неолиберализм как одно из течений буржуазного государствоведения XX в.

Либерализм в России

 

(Слайд)К началу XIX века Россия, как и большинство европейских стран, стала абсолютной монархией. Одних либерализм привлекал как идея, другие рассматривали его как инструмент для модернизации страны.

(Слайд)После заключения достаточно унизительного Тильзитского мира с Францией в 1807 г. император Александр I поручил министру внутренних дел Михаилу Сперанскому, разработать план политических реформ.

Согласно плану Сперанского, Государственная Дума также должна была осуществлять надзор над правительством и министрами. Сенат оставался высшим судебным органом, а назначаемый императором Государственный Совет осуществлял надзор над законностью действий всех ветвей власти и направлял законы императору на их утверждение. Всему населению предоставлялись гражданские права.

В течение всего правления Николая I либерализм имел статус враждебной идеологии.

(Слайд)Мировоззрение императора Александра II сложилось во многом под влиянием своего наставника В. А. Жуковского, человека либеральных взглядов. После поражения в Крымской войне экономическая отсталость России стала очевидной, и часть общества начала решительно требовать модернизации. Важнейшей из них была отмена крепостного права 19 февраля 1861.  Были расширены многие гражданские свободы, в частности, ослаблена цензура, уменьшены ограничения на религиозные меньшинства, амнистированы политзаключённые и т.д.

Среди интеллигенции было множество различных течений. Так, либеральный консерватизм стремился к синтезу либеральных свобод с идеалами консерватизма.

(Слайд)К. Д. Кавелин был одним из первых либеральных мыслителей в России, который противопоставил либерализм анархии. Начало XX века в России ознаменовалось усилением либерализма благодаря развитию капитализма и связанному с этим стремительному экономическому подъёму.

(Слайд) Николай II учредил высший представительный орган власти Государственную Думу и провозгласил ряд гражданских прав: неприкосновенность личности, свободу слова, свободу собраний. Возникли первые легальные политические партии: кадеты, октябристы и др.

(Слайд)В Советской России либерализм, как и все прочие некоммунистические идеи, оказался под запретом.

К концу 1960-х критика приняла форму игнорирования негласных предписаний власти. Возникло диссидентское движение, которое считало гражданскую независимость — основой будущего страны. В этих условиях ключевую роль сыграла «Всеобщая декларация прав человека».

(Слайд)К концу 1990-х из множества либеральных течений выделились две ведущие партии, вошедшие в состав Госдумы 1999 г.: «Союз правых сил» и «Яблоко». СПС позиционировала себя как право-либеральное движение. «Яблоко» придерживалось социал-либеральных взглядов. В течение всего постсоветского периода между различными течениями российского либерализма возникали конфликты.

Скептики полагают, что сегодня в России для либерализма отсутствует почва. Политические признаки, обуславливающие внедрение этой идеологии (ограничение государственной власти, управление страной с согласия управляемых и т. д.), не пользуется значимой поддержкой ни среди народа, ни тем более среди представителей государственной бюрократии.

Либерализм в Японии

(Слайд)Либеральная по названию либерально-демократическая партия Японии является консервативной по своей сути, «либерал-демократы четко определили и закрепили мировоззрение консерватизма».

Поскольку одной из важнейших предпосылок либерализма является индивидуализм, обратимся к его появлению в Японии.

(Слайд)Зачатки индивидуалистической психологии обнаруживаются в эпоху Токугава на уровне психологии протеста против существующих порядков, обрекавших человека на зависимость.

Переломная эпоха середины ХIX в., связанная со столкновением с иной цивилизацией, появлением в Японии иностранцев, опасностью утраты национальной самоидентификации, вновь обострила проблему индивидуализма в Японии. Свой ответ на эту проблему дал выдающийся японский мыслитель Ёсида Сёин. Он сформулировал критерий оценки людей по их умственным способностям, а не по знатности или социальному происхождению.

Информация о работе Развитие либерализма в разных странах мира