Развитие лоббизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:48, реферат

Краткое описание

Возможность граждан обращаться напрямую к властным органам де-юре, конечно, существует. Первая поправка к Конституции США гарантирует гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об удовлетворении жалоб. Похожие положения есть в Конституции РФ, конституциях европейских стран. Однако де-факто в современных развитых государствах существует мощный бюрократический аппарат, который в действительности не позволяет реализовывать гражданам это право.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………….. 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОББИЗМА………………………………………… 6
2 ПОНЯТИЕ ЛОББИЗМА И ЕГО ФУНКЦИИ………………………………... 11
3 СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЧ ЛОББИЗМА………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Были одобрены и два последующих доклада, подготовленных по поручению Европарламента  и предлагавших ввести регистр лоббистов. Их авторы - евродепутаты, лейборист  Форд (Великобритания) и либерал Нордман ( Франция) считают, что система стимулирования регистрации лоббистов (те же пропуски в здания, где расположены институты ЕС) должна дополняться требованиями о декларировании подарков и услуг, оказанных депутатам и чиновникам, такое же обязательство предлагается взять на себя и депутатам. 

Такой подход можно смело назвать мягким, характерным и для стран Европы в отдельности. В данный момент  заинтересованные лица (евродепутаты, еврочиновники,  профессиональные евролоббисты)  исходят из необходимости создать добровольный кодекс     лоббистской деятельности. Отчасти такое мнение достаточно широкого круга лиц подкрепляет и  факт отсутствия сколько-нибудь значительных случаев коррупции и прямого подкупа лоббистами чиновников, экспертов и других участников лоббистского взаимодействия на уровне ЕС, поисками которых по поручению Европарламента занималась специальная комиссия.

Специфической особенностью лоббизма в нашей стране является то, что как правило оно направлено не на представителей законодательного органа (Федерального Собрания РФ), как в западных странах и в США, а на представителей исполнительной власти. Для России действительно характерно то шуточное определение лоббизма, которое стало так популярно в последнее время, как «открывание лбом дверей кабинетов чиновников». Граница дозволенного и недозволенного в современной России вообще определяется с трудом, а  тем более в политической сфере. Лоббизм в России понимается очень многими как подкуп. В нашей стране необходимо изменить отношение к лоббизму, признать его  равнозначным  каналом реализации интересов наряду  с другими, стимулировать развитие «культуры участия»  через лоббирование различных, не только элитных и корпоративных интересов.

В данный момент ведутся споры на какую из двух существующих в мире моделей лоббизма  - англосаксонскую или   континентальную -   надо ориентироваться нам. В середине 90-ых годов были предприняты попытки перенять американскую модель, принять закон о регулировании лоббизма, в это время был разработан проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти».  Под лоббизмом в данном законопроекте подразумевается  «деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством» Проект оговаривает методы лоббистской деятельности, права лоббистов, порядок их регистрации и отчетности. Однако в законе в проекте прослеживается некоторая неточность, некоторая размытость в   определениях прав и обязанностей лоббистов. Некоторые статьи проекта, например, требующие от лоббиста предоставление сведений о клиенте, в пользу которого осуществлялось лоббирование,  а также выплаченных ими финансовых средств трудно выполнимы в современных российских условиях тем более, что эффективных методов проверки достоверности таких данных не предлагалось.  Мнение экспертов, занятых работой по профессионализации лоббизма,  относительно необходимости в принятии такого закона однозначно негативно.  Многие специалисты заранее убеждены в ненужности и крайне малой эффективности закона.  Закон может работать только при условии его включения в лоббистскую практику в комплексе законодательных норм, регламентирующих те сферы деятельности, которые соприкасаются с объектом регулирования законодательства о лоббизме (государственная служба, местное самоуправление и другие). Еще более важной и очень трудноразрешимой является проблема преодоления дефицита доверия в обществе к лоббистской деятельности как таковой при том,  что те методы лоббистской деятельности, которые выходят за рамки любых нормативно-правовых норм, признаются обществом единственно эффективными. 

Проект закона не был одобрен Государственной Думой, попытки установить в России такую модель, которая сложилась в Америке и Канаде, не увенчались успехом. Сейчас все больше слышны голоса тех, кто выступает за принятие европейской модели лоббизма. Число сторонников принятия этического кодекса, исполнение норм которого может быть только добровольным растет, однако и сейчас уже понятно, что его вживление в российскую политическую практику – процесс длительный. Между тем именно этическая сторона деятельности лоббистов вызывает негативную реакцию  общественности. Процесс оформления в нашей стране цивилизованного лоббизма возможен только с перестройкой сознания населения, с реформой законодательства, с качественными изменениями всего политического устройства нашего государства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким  образом, подводя итог, можно сказать, что основное отличие двух сложившихся в мире  моделей лоббизма заключается  в способе их регулирования. В странах Северной Америки и Австралии существует четкое  правовое регулирование лоббизма, существуют специальные законы, регулирующие  эту сферу деятельности. В большинстве европейских государств нет такого прямого регулирования лоббизма, эта деятельность регулируется  косвенно  такими нормативными актами, как «Регламент Бундестага» и  закон «О федеральных министерствах»  и так называемыми этическими кодексами, выполнение которых добровольное. У  каждой из этих моделей есть свои преимущества и недостатки.   Несомненным преимуществом американской модели можно назвать четкое регулирование этого вида деятельности,  отсутствие разночтений. Однако понятно, что таким образом можно регулировать только прямой лоббизм, а  более эффективный непрямой остается вне внимания законодателей. Необходимо  также заметить, что законодательство меняется очень медленно, это длительный процесс, сопряженный с официальными  мероприятиями.   С этой точки зрения европейский  вариант регулирования лоббизма кажется более реалистичным.  Провозглашая добровольность исполнения норм  этических кодексов, специалисты  тем самым, на мой взгляд, очерчивают круг профессиональных лоббистов, здесь прослеживается аналогия с профессиональными кодексами специалистов по PR.  Исполнение норм этических кодексов становится  делом профессиональной чести для каждого специалиста.

В российских условиях, когда  исполнение норм права почти общепризнанно невозможным, сложно представить работающий федеральный закон о  регулировании лоббизма, тем более что вопрос о  самом существовании  цивилизованного лоббизма  в нашей стране остается  открытым.  Однако с другой стороны создание профессионального кодекса лоббистов, выполнение которого было бы добровольным, подразумевает наличие определенной политической  и правовой культуры, как у лоббистов, так и у тех, на кого направлена лоббистская деятельность (депутаты, чиновники и др.).  Положение дел на данный момент, когда в Государственную Думу  попадают совершенно случайные люди, не позволяет говорить и о принятии в России в ближайшее время  европейской модели лоббизма.  На мой взгляд,  становление в России цивилизованного лоббизма –  длительный  процесс, одним принятием закона либо некоего этического кодекса эту проблему  не решить,  необходимо изменение общественного  сознания, разработка механизма исполнения законов, появление в России большого количества профессиональных политиков и лоббистов. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………….. 3

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОББИЗМА………………………………………… 6

2 ПОНЯТИЕ ЛОББИЗМА И ЕГО ФУНКЦИИ………………………………... 11

3 СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЧ ЛОББИЗМА………………………………. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Проект закона «О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»

2. Семиненко И.С. « Группы интересов на Западе и в России» (диссертация)

3.  Политическая энциклопедия

4.  Вяткин К.С. Лоббизм по-немецки// Полис, 1993, №1

5. В.В.Изгаршев  «Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале ХХ века»  (www.km.ru)

6. Лепехин В.А. «Лоббизм»

7. Комаровский «Политология. Курс лекций»

8. Любимов А.П. « Правовые институты демократии России и  стран Европы: выборы, лоббизм и парламентаризм»

9. Любимов А.П. «Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе»

10. «Политическая система США»

11. Поцепцов « Основы паблик рилейшнз»

12.  www.km.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 



Информация о работе Развитие лоббизма