Развитие политической мысли в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Напомним, что истоки белорусского этноса и его государственности историки связывают с существованием в IX – XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. Среди таких политических образований своим значением выделялись Полоцкое, Туровское, Пинское. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение выше упомянутых земель в состав ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, через провозглашение Белорусской Народной Республики, создание Социалистической Советской Республики Белоруссии, Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии и наконец - принятие Декларации о государственном суверенитете БССР и принятие решения именовать наше государство “Республики Беларусь”.

Содержание

Введение 3
Эволюция политической мысли в эпоху средневековья 4
Особенности развития политической мысли в период Киевской Руси 7
Особенности развития политической мысли в период Великого княжества Литовского 10
Особенности развития политической мысли в период
Великого княжества Литовского 12
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.35 Кб (Скачать файл)

    Активную позицию в “деле Феодорца” с самого начала занял Кирилл Туровский. Он написал целый ряд речей и посланий, в которых резко критиковал действия князя Андрея Боголюбского. Из этих произведений до нас дошло только одно – его речь-памфлет “Притча о слепце и хромце”. Памфлет этот направлен прямо против епископа Феодорца и косвенно – против князя Андрею Боголюбского.[2, с. 75]

Как видно, Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад и в формирование одной из самых примечательных политических идей – идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства. Значения этой идеи трудно переоценить. Под её влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Однажды возникнув, она уже никогда не уходила из общественного сознания восточных славян. Когда русские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенного славянорусскими народами единства; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности развития политической мысли в период Великого княжества Литовского

 

Он вне всякого сомнения занимает особое место в историческом развитии народа Белоруссии и, соответственно его политической мысли. Белорусские историки М. В. Довнар-Запольский и В.М. Игнатовский полагали, что это государственное образование правильнее было бы называть Великим княжеством Литовско-Белорусским, поскольку белорусы в структуре его населения имели численное превосходство. Однако это мнение оспаривается другими учёными. С их точки зрения, не правомерно называть государство белорусским, если к тому времени этнически ещё не сложилась белорусская народность. Тем не менее, именно в период ВКЛ и набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры и т.д.

На развитии политической мысли и всей отечественной культуры в рассматриваемый период благотворно  сказывался общий духовный подъём, охвативший европейские страны в  эпоху Возрождения. Это время  дало нам Франциска Скорину –  белорусского и восточнославянского  первопечатника и просветителя; Миколу Гусовского – европейски известного поэта-гуманиста. Можно уверенно утверждать, что Микола Гусовский и Франциск Скорина заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. 

Поэму “Песнь о зубре” Микола Гусовский написал в Риме на латинском языке в 1521-1522 г. Произведение отличается глубоким социальным звучанием, в нём отчётливо проявляются гуманистическое мировоззрение автора.

Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. “Песнь о зубре” написана как гимн своему отечеству, его стойкому и мужественному народу. Гражданским долгом писателя поэт считает просвещение и пробуждение национального сознания своего народа. Созданный в поэме монументальный образ зубра – это символ Родины.

Франциск Скорина свои социально-политические взгляды изложил  в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам. Аналитики справедливо отмечают, что Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Объясняя возникновение законов, он делил их на “неписаные” и “писаные”. По его убеждению люди сначала жили по “неписаным” или законам справедливости и взаимного уважения. “Писаные” же законы, считает Скорина, создаются людьми на основе “неписаных”.

Видимыми представителями  белорусской политической мысли  этого периода были также Андрей Волан, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Михаил Литвин, Лев Сапега, Мартин Чеховиц и другие. В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождения и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейской политической мысли того времени. В целом уровень развития отечественно политической мысли в этот период получил своё закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статусы ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.[2, с.80]

Обширен круг политических и правовых проблем, находившихся в  поле  внимания Андрея Волана. Волану по праву принадлежит приоритетная роль среди белорусских мыслителей в разработке гражданско-правовой концепции  политики. Как в основном его трактате “О политической и гражданской свободе”, так и в других произведениях центральное место занимает анализ естественных прав людей, проблемы свободы, равенство и справедливости. Важнейшим прирождённым свойством человека Волан считает стремление к свободе. “В том, - писал он, - что человеческой природе наиболее приличествует свобода, в соответствии с которой никто не рождается невольником, ни один мудрец в этом никогда не сомневался ” [4, с. 61].

Как видим, политико-правовые воззрения Волана если не опережали  соответствующие идеи западно-европейских  мыслителей, то были, во всяком случае на одном уровне. Они и сегодня когда наше общество поставило своей целью построение демократического правового государства, звучат актуально.

Сымон Будный. Социально-политические взгляды Сымона Будного можно определить как умеренно консервативные. Мыслитель выступал за защиту правительства и права каждого подданного занимать государственную должность.

Для подтверждения своих  идей Будный прибегал как к логическим, рационалистическим доводам, так и к авторитету текстов Священного Писания. Так выступая против отказа людей от своего имущества, он писал: “Если бы кто зараз всё имение покинул или кому отдал, не будеть налогом мети откуле бы милостину дати, и сам мусить  у иных хлеба просити”             [3, с. 160]. Доказывая необходимость правительства, Будный выдвинул 15 логических доводов, аргументы для которых он также почти полностью заимствует из Священного Писания. Подобными же приёмами он обосновывает и необходимость деления общества на господ и подданных. Будный выдвинул принципы взаимоотношения между господами и подчиненными. Биографы считают Сымона Будного, что он вряд ли  принимал участие в разработке Статута ВКЛ 1588 г.

Непосредственное участие  в разработке общей концепции и формулировании различных статей Статута 1588 г. принимал другой выдающийся деятель ВКЛ – Лев Сапега. Свои социально-политические взгляды Лев Сапега изложил в “Предисловии” к Статуту ВКЛ 1588 и в “Письме” к архиепископу Иосафату Кунцевичу от 12 марта 16212 г.

    1. Особенности развития политической мысли в период Речи Посполитой

 

Белорусская политическая мысль  все больше обращается к проблемам  дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения  белорусов, как и украинцев, с  русскими, является усиление социального  и национально-религиозного гнета  со стороны господствующих классов  Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства как  общерусского центра идея воссоединения  с русскими с середины XVI в. овладевает сознанием всё новых слоёв православного населения, а с середины XVII в. она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс.

Обосновывается идея единения русского, белорусского и украинского  народов в произведениях педагога и общественного деятеля Стефана  Зизания, выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого, Видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского. Каждый из этих мыслителей стремился привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу защищаемой ими идеи.

Стефан Зизаний, к примеру, разработал оригинальное религиозно-этическое учение, которое носило в тех условиях актуальный общественно-политический характер.

Симеон Полоцкий приходит к глубокому пониманию необходимости воссоединения русских, белорусов и украинцев на основании осмысления исторического прошлого своего отечества. В своих ранних стихотворениях, “Метрах”, написанных в честь встречи русского царя Алексея Михайловича и его армии в Витебске, он утверждал, что национально-религиозная свобода восторжествует на Беларуси только в результате помощи “с востока”. Симеон Полоцкий считал миссию русского царя и его армии благоугодной, справедливой и освободительной. В его понимании Алексей Михайлович есть не просто союзник белорусов, но и их “деич”, “всех россов царь и государь”.

Георгий Конисский всю свою жизнь посвятил идее воссоединения белорусского, украинского и русского народов в единое Российское государство. В своих исторических исследованиях он исходит из того, что русские, украинцы и белорусы испокон веков являются братскими народами и что их объединяет не только общая вера, но и общая историческая судьба, общая духовная культура и общий в своей основе язык.[2, с.86]

Гуманистические идеи, связанные  со свободолюбивыми устремлениями  белорусов, присущи также произведениям  Мелентия Смотрицкого. Его имя чаще всего вспоминают как автора “Грамматики”, которая долгое время служила основным пособием для изучения славянского языка. Но Смотрицкий известен ещё как политический мыслитель. Им написано свыше двух десятков работ. В них он проявил себя страстным защитником православия, которое подвергалось гонениям и притеснениям со стороны польских властей и католического духовенства.  Отстаивая интересы православных, он использовал популярную в то время идею свободы. Согласно Смотрицкого одной из важнейших форм проявления свободы является свобода совести, возможность беспрепятственного выбора человеком своего вероисповедания. “Кто же может быть свободным, - вопрошал он, - если в совести, если в вере становится рабом?” [4, с.121]. Он считал обязанностью государства обеспечение защиты прав и свобод своих поданных, в том числе и их права на свободу вероисповедания.

Эти и другие идеи, разрабатывавшиеся  отечественными политическими мыслителями  в период РП, прочно вошли в создание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные в данных условиях социально-политические идеалы нашли затем своё выражение в движении православного населения против гнёта польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Белоруссии и Украины с Россией.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев данную работу, можно сказать, что политическая мысль соответствует основным этапам истории развития белорусского этноса и его государственности. К своему нынешнему политическому бытию  белорусы шли очень сложной дорогой. Их идейно-политические искания, содержание которых предопределялось существенными  аспектами исторического прошлого народа, получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи.

Следует отметить, что создание более или менее цельной истории  политической мысли Беларуси пока еще  остается насущной научно-исследовательской  задачей. Разные периоды в развитии отечественной социально-политической мысли изучены не в одинаковой мере. Внимание ученых чаще всего привлекало к себе идейное наследие мыслителей периода Великого княжества Литовского. Наряду с этим исследователи нередко  встречаются с трудностями при  отборе отечественных персоналий, поскольку  имя одного и того же мыслителя  как своего оспаривают зачастую белорусы и литовцы, русские и поляки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антанович Н.А., Денисюк Н. П. Основы политологии. Учебное пособие, Мн.: “Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi”, 2009.
  2. Мельник В. А. Политология, изд. 5-е, Мн.: “Вышэйшая школа”, 2006.
  3. Саверчанка I. Сымон будный – гуманист и рэфарматар, Мн.: 1993.
  4. Сокол С. Ф., Политическая и правовая мысль Беларуси XVI – XVII вв., Мн.: 1984.
  5. Творы Кiрыла Тураускага, Мн.: 1997.

Информация о работе Развитие политической мысли в эпоху средневековья