Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:46, контрольная работа
Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.
1. Введение……………………………………………………….………3
2 Понятие, сущность, функции и признаки политической власти…………………………………………………………………...4
3 Типы политической власти………………………………………....7
3.1 Политическая и государственная власть……………………....10
3.1.1 Связь между государственной и политической власти…….….11
3.1.2 Отличие между государственной и политической власти…...…13
4 Разделение властей…………………………………………..……………15
4.1 Законодательная власть…………………………………………………16
4.2 Исполнительная власть…………………………………………………...17
4.3 Судебная власть……………………………………………………………18
5 Заключение……………………………………………………………………..
6 Библиографический список…………………………………………..……
Введение
Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.
Легитимность власти является одним из важнейших условий ее эффективности. От социально-психологического признания обществом законности и существующих институтов власти и правомерности, принимаемых ими решений зависит само будущее политического режима власти. Легитимность проявляется в убежденности граждан в правоте власти, праве власти управлять, вере в способность власти осуществлять свои функции, доверии народа к лидерам правительства. Легитимность возникает при определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями. М. Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества, а в легитимации - процедуру общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица для обеспечения политического участия народа без какого-либо принуждения.
Легитимность власти следует отличать от юридической легальности, которая подразумевает формально-законный характер власти, ее опору во всех предпринимаемых действиях на юридическую норму. С юридической точки зрения власть признается людьми потому, что в основании ее лежит закон, но в реальной действительности не каждый закон является полноценной нормой, регулирующей поведение. Основой доверия граждан к власти и ее институтам может быть не только их законный характер, но совершенно иные причины - социально-психологические и политические.
С понятием политической легитимности непосредственно связано понятие политического господства, которое, по Веберу, являет форму устоявшихся властных отношений. Господство опирается на определенный политический порядок, систему институтов, правил и социальных ролей, то есть социальную иерархию, где есть высшие и низшие, управляющие и управляемые. Политическое господство существует тогда, когда члены общества согласны подчиняться вышестоящим руководителям и правилам не из-за угрозы принуждения и насилия, а потому, что таков порядок, и ему положено подчиняться в силу занимаемого человеком общественного положения. Определенный же тип политической легитимности служит для обоснования в глазах людей типа политического господства. Каждому типу господства соответствует определенный тип легитимности в смысле оправдания власти. М. Вебер, разработавший саму теорию политической легитимности и политического господства, выделял три основных их типа:
3.1 Политическая и государственная власть.
Есть различные подходы к пониманию природы политической власти. Некоторые ученые считают, что она предшествует государству и существует в любом коллективе – племени, профсоюзе, фирме и т. д. Обычно политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально-асимметричном обществе (напомним, что политика – это способ перераспределения социальных статусов в обществе).
Как и всякий коллектив, общество нуждается в управлении, которое, в конечном счете, имеет тенденцию сосредоточиваться в руках определенной части общества, социальной группы, владеющей средствами производства, распределения и обмена, в руках коалиций нескольких таких групп или доминирующей группы, если групп-владельцев несколько. Руководство обществом со стороны определенной социальной группы (коалиции групп), оказывающей решающее влияние на властные структуры государства – это и есть политическая власть.
Реально политическая власть концентрируется в руках верхушки доминирующей в стране социальной общности (ею может быть и «средний класс», включающий большинство населения), в руках политической элиты, которая, как иногда считают в литературе, образует «политический класс». В современном цивилизованном обществе в условиях некоторого «распыления» собственности при широком распространении акционерных компаний, существовании разветвленной сети групп давления наблюдаются определенные уступки доли политической власти: доминирующая группа частично вынуждена учитывать интересы некоторых других групп.
В условиях демократического цивилизованного общества политическая элита вынуждена, прежде всего, ориентироваться не на бедные слои, несмотря на то, что их численность может быть значительной, а на средний класс, учитывать его интересы, хотя под давлением тех или иных сил могут иметь место, как правило, кратковременные повороты и зигзаги.
Политическая власть в конечном счете связана с обладанием решающими позициями в вопросах собственности, но ее нельзя сводить только к последней. Есть множество других внеэкономических и идеологических факторов, оказывающих большое влияние на политическую власть, которое может стать решающим. Об этом свидетельствует опыт некоторых современных капиталистически развитых стран с социально ориентированной экономикой. Экономика построена по капиталистическим принципам, но на политическую власть огромное влияние оказывают концепции социальной солидарности, идеи государства благосостояния, социального государства. Возможны даже конфликты власти и собственности, о чем, например, свидетельствуют радикальные аграрные реформы и национализация жизненно важных объектов в ряде капиталистических стран, проводившиеся государственной властью вопреки сопротивлению собственников. И, наконец, надо иметь в виду, что и само государство является огромной экономической, а также политической и идеологической силой.