Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….………3
2 Понятие, сущность, функции и признаки политической власти…………………………………………………………………...4
3 Типы политической власти………………………………………....7
3.1 Политическая и государственная власть……………………....10
3.1.1 Связь между государственной и политической власти…….….11
3.1.2 Отличие между государственной и политической власти…...…13
4 Разделение властей…………………………………………..……………15
4.1 Законодательная власть…………………………………………………16
4.2 Исполнительная власть…………………………………………………...17
4.3 Судебная власть……………………………………………………………18
5 Заключение……………………………………………………………………..
6 Библиографический список…………………………………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

К.р по политологии.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Введение……………………………………………………….………3
    2. Понятие, сущность, функции и признаки политической власти…………………………………………………………………...4
    3. Типы политической власти………………………………………....7
    1. Политическая и государственная власть……………………....10
      1. Связь  между государственной и политической власти…….….11

3.1.2 Отличие между государственной и политической власти…...…13

  1. Разделение властей…………………………………………..……………15

4.1 Законодательная власть…………………………………………………16

4.2 Исполнительная власть…………………………………………………...17

4.3 Судебная власть……………………………………………………………18

5 Заключение……………………………………………………………………..

6 Библиографический список…………………………………………..……21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.

Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

  1. Понятие, сущность, функции и признаки политической власти.

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в само регуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Именно это подчеркивал М. Вебер, когда говорил о таких видах власти, как власть отца над детьми, власть денежного мешка, юридическая, духовная, экономическая и др. виды власти.

Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:

- макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне ("мезо уровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов;

- микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

- управление делами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы политической власти.

Легитимность власти.

 

Легитимность власти является одним из важнейших условий ее эффективности. От социально-психологического признания обществом законности и существующих институтов власти и правомерности, принимаемых ими решений зависит само будущее политического режима власти. Легитимность проявляется в убежденности граждан в правоте власти, праве власти управлять, вере в способность власти осуществлять свои функции, доверии народа к лидерам правительства. Легитимность возникает при определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями. М. Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества, а в легитимации - процедуру общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица для обеспечения политического участия народа без какого-либо принуждения.

Легитимность власти следует отличать от юридической легальности, которая подразумевает формально-законный характер власти, ее опору во всех предпринимаемых действиях на юридическую норму. С юридической точки зрения власть признается людьми потому, что в основании ее лежит закон, но в реальной действительности не каждый закон является полноценной нормой, регулирующей поведение. Основой доверия граждан к власти и ее институтам может быть не только их законный характер, но совершенно иные причины - социально-психологические и политические.

С понятием политической легитимности непосредственно связано понятие политического господства, которое, по  Веберу, являет форму устоявшихся властных отношений. Господство опирается на определенный политический порядок, систему институтов, правил и социальных ролей, то есть социальную иерархию, где есть высшие и низшие, управляющие и управляемые. Политическое господство существует тогда, когда члены общества согласны подчиняться вышестоящим руководителям и правилам не из-за угрозы принуждения и насилия, а потому, что таков порядок, и ему положено подчиняться в силу занимаемого человеком общественного положения. Определенный же тип политической легитимности служит для обоснования в глазах людей типа политического господства. Каждому типу господства соответствует определенный тип легитимности в смысле оправдания власти. М. Вебер, разработавший саму теорию политической легитимности и политического господства, выделял три основных их типа:

  1. Традиционная легитимность и господство соответственно основаны на традиции, вере в божественное происхождение власти и существующего социального порядка, имеющих личный и доверительный характер патриархальных (как у отца с сыном) отношениях правителей и подданных. Иначе говоря, в этом случае подданные абсолютно послушны правителю в обмен на его неустанную заботу о них. Самый яркий пример такого типа господства - власть абсолютного монарха («отец народа», «царь - батюшка).
  2. Бюрократический (рационально-правовой) тип политического господства и легитимности - здесь основой политического господства является его опора на закон и учет конкретных, рационально выраженных интересов граждан. Власть в данном случае находится в руках чиновников, не обладающих яркой личностью  способностью вести за собой большие массы людей, но зато профессиональных и компетентных в делах конкретного управления. При этом граждане страны поддерживают их с условием, что они будут действовать в рамках закона и одновременно качественно работать в их интересах. Яркий пример такого типа легитимности и политического господства — премьер-министр или президент в современных европейских странах, являющиеся просто профессиональными чиновниками высшего уровня. Однако такое положение вещей бывает возможным лишь в развитых, экономически благополучных странах, характеризующихся высокоразвитым правосознанием граждан. Население не развитых в правовом отношении стран органично тяготеют к лидерам харизматического или смешанного традиционно-харизматического типа.
  3. Харизматический тип легитимности и политического господства также подразумевает отождествление власти с определенной личностью. Эта личность должна обладать особыми уникальными способностями (божественным даром — харизмой), т. е. силой пророка, талантом оратора, выдающейся волей, способностью совершать неординарные поступки, вести за собой массы в переломные и критические моменты истории. Людям этот лидер должен обязательно представляться вождем, борцом за народ, со злом за правду и справедливость. Власть такого человека основывается на том, что он силой своего яркого образа (имиджа) воздействует на эмоции большого числа людей, привлекая их на свою сторону, ведет за собой и направляет их энергию на изменение общества. Такими незаурядными личностями в истории выступили основоположники всех мировых религий (Моисей, Христос, Магомет, Будда) и так называемые пророки (Илия, Исайя, Даниил, Иезекииль и др.), выдающиеся полководцы (А. Македонский, Гай Юлий Цезарь, Наполеон, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков) и так далее. Особенно часто харизматические личности выдвигаются в политику именно в переломные и кризисные периоды истории конкретных стран. Харизматический лидер не редко представляет собой потенциальную угрозу для политической стабильности и демократии, так как это потенциальный диктатор, который постоянно стремится к самоутверждению и укреплению своей власти. С помощью СМИ и специальных имиджмейкеров часто пытаются сформировать яркий и привлекательный образ политика, однако практика показала, что без наличия у лидера элементов собственного харизматического дара политика все усилия не приведут к успеху.

 

3.1 Политическая и государственная власть.

Есть различные подходы к пониманию природы политической власти. Некоторые ученые считают, что она предшествует государству и существует в любом коллективе – племени, профсоюзе, фирме и т. д. Обычно политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально-асимметричном обществе (напомним, что политика – это способ перераспределения социальных статусов в обществе).

Как и всякий коллектив, общество нуждается в управлении, которое, в конечном счете, имеет тенденцию сосредоточиваться в руках определенной части общества, социальной группы, владеющей средствами производства, распределения и обмена, в руках коалиций нескольких таких групп или доминирующей группы, если групп-владельцев несколько. Руководство обществом со стороны определенной социальной группы (коалиции групп), оказывающей решающее влияние на властные структуры государства – это и есть политическая власть.

Реально политическая власть концентрируется в руках верхушки доминирующей в стране социальной общности (ею может быть и «средний класс», включающий большинство населения), в руках политической элиты, которая, как иногда считают в литературе, образует «политический класс». В современном цивилизованном обществе в условиях некоторого «распыления» собственности при широком распространении акционерных компаний, существовании разветвленной сети групп давления наблюдаются определенные уступки доли политической власти: доминирующая группа частично вынуждена учитывать интересы некоторых других групп.

В условиях демократического цивилизованного общества политическая элита вынуждена, прежде всего, ориентироваться не на бедные слои, несмотря на то, что их численность может быть значительной, а на средний класс, учитывать его интересы, хотя под давлением тех или иных сил могут иметь место, как правило, кратковременные повороты и зигзаги.

Политическая власть в конечном счете связана с обладанием решающими позициями в вопросах собственности, но ее нельзя сводить только к последней. Есть множество других внеэкономических и идеологических факторов, оказывающих большое влияние на политическую власть, которое может стать решающим. Об этом свидетельствует опыт некоторых современных капиталистически развитых стран с социально ориентированной экономикой. Экономика построена по капиталистическим принципам, но на политическую власть огромное влияние оказывают концепции социальной солидарности, идеи государства благосостояния, социального государства. Возможны даже конфликты власти и собственности, о чем, например, свидетельствуют радикальные аграрные реформы и национализация жизненно важных объектов в ряде капиталистических стран, проводившиеся государственной властью вопреки сопротивлению собственников. И, наконец, надо иметь в виду, что и само государство является огромной экономической, а также политической и идеологической силой.

Информация о работе Разделение властей