Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:11, контрольная работа
Целью нашей работы является рассмотрение расизма и геноцида как крайних форм этнической политики.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Определить понятия «расизм» и «геноцид»
Выявить основные разновидности изучаемых форм
Раскрыть значение расизма и геноцида для человечества
ВВЕДЕНИЕ 3
§1 РАСИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4
§2 ГЕНОЦИД КАК КРАЙНЯЯ ФОРМА ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§1 РАСИЗМ КАК
СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА
§2 ГЕНОЦИД КАК КРАЙНЯЯ ФОРМА ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Важной задачей
Геноцид признан мировым сообществом тягчайшим преступлением против человечества. Об этом свидетельствуют следующие документы: Резолюция 260 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», Резолюция 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества»1.
Целью нашей работы является рассмотрение расизма и геноцида как крайних форм этнической политики.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
В классическом понимании расизм - это такая совокупность убеждений, идеологий и социальных действий, которая направлена на дискриминацию других из-за их предполагаемой принадлежности к «расовой» группе. Традиционно под расизмом понимается концепция, которая объясняет все различия между людьми их принадлежностью к расе, а сами расы характеризуются ею физическими признаками: цветом кожи, формой носа, разрезом глаз и т.д. Политика, которая строится на биологической концепции расы, допускающей биологически заданные различия между людьми и их способностями, и основана на дискриминации по данным признакам, называется расистской политикой.
Расистские идеи возникли еще в XVI в., но первое наиболее последовательное обоснование расистской теории изложено в работе Жозефа Артюра Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», изданная в 1853 г. во Франции2. В этом труде Гобино на материале истории многих народов пытается доказать, что главной и основной причиной различий в исторических судьбах и уровне развития разных стран являются расовые различия. Человеческие расы, по его мнению, различаются между собой не только внешними данными, но и психологическими характеристиками и способностями к развитию и даже усвоению культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой — желтую, а высшей и наиболее способной к прогрессу — белую, в особенности ее элиту — арийскую расу. У Гобино было немало последователей, которые со ссылкой на расистскую теорию доказывали необходимость и даже прогрессивность колониальной зависимости народов от метрополий. Развернутая концепция «политической антропологии» в данном ключе была разработана немецким антропологом Людвигом Вольтманом. В своем труде, который так и назывался «Политическая антропология», он высказал мысль, что социально-политическое устройство общества и его культура зависят от расового состава данного общества. Человеческая история, по Вольтману, тесно связана с историей развития рас, и развитием общества движет конкуренция, в которой выживает сильнейшая раса. Господствующей, т.е. наиболее конкурентоспособной, он считал европеоидную (кавказскую) расу. Что касается термина «расизм», то он впервые был зафиксирован во французском словаре Ларусса, изданном в 1932 г., и трактовался как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Критика расизма началась практически одновременно с возникновением самой расовой теории, однако она не потеряла актуальности и по сей день. Такие авторы, как Микаэль Бэнтон («Идея расы», 1977), называли расизм доктриной, которая обосновывает устойчивые биологические различия между группами, находящимися в отношениях превосходства и подчинения3.
Расизм сыграл ключевую роль
в возникновении и политическом
возвышении германского фашизма. Идеология
фашизма приписывала немецкой нации
как «чистой расе» особые права
и предписывала уничтожение евреев
как расы, находящейся на более
низкой биологической ступени
Ряд исследователей справедливо
отмечают, что в основе современного
расизма так или иначе лежит
конструирование неких
Расизм порой предлагается рассматривать как:
Другие исследователи определяют расизм прежде всего как идеологию, основанную на биологизации культурных общностей. Между тем, теоретические воззрения на расизм в последние годы были подвергнуты серьезной ревизии, поскольку генетики вполне аргументированно опровергли биологические основы понятия «раса», указав на общие генетические основания человечества. Поэтому теперь расу нередко определяют в терминах культуры. Другие подходы к анализу расовых явлений основываются на сочетании социальных и культурных аспектов в расовой стратификации.
Рассматривая спектр современных подходов к определению рас и расизма, В.А. Шнирельман отмечает4: «Западная концепция расы всегда предполагает отношения господства и подчинения, наличие прямой или косвенной дискриминации. Поэтому, по мнению ряда западных специалистов, расовый опыт кардинально отличается от этнического. В России мы имеем дело с иной ситуацией, где именно этнический фактор был десятилетиями сопряжен с той или иной формой дискриминации, сходной с расовой.
Шнирельман, как и многие
другие исследователи,
Старый или традиционный расизм (называемый еще «дискриминационный» или «универсальный») базируется на стремлении к сохранению доминирующего положения «высшей» расы или цивилизации. Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя ее значение. Ключевую роль в этом подходе играет акцент не на неравенстве, а на несопоставимости и «нестыковке» различных культур, на неспособности их носителей понять и принять друг друга. Сторонники нового расизма борются за сохранение «чистых культур» и культурной самобытности, выступают против какого-либо воздействия на них извне, при этом нередко апеллируют к религии как к базе для выделения культурных общностей и противопоставления их другим социальным сообществам5.
Что же касается нашей страны, то тут можно отметить, что в России многочисленные проявления нового расизма стали, по существу, обыденностью: это осквернение могил на еврейских кладбищах, погромы торговцев на рынках, убийства темнокожих студентов и гастарбайтеров. Причины тому кроются главным образом в нечувствительности современного российского общества к расизму и в отсутствии верно выстроенной региональной этнополитики. Причем, как отмечает В. Шнирельман, эта «расовая близорукость» свойственна и российской интеллектуальной элите.
Другой недемократической
стратегией в этнополитике, а точнее,
крайней формой преодоления этнических
разногласий является геноцид. Геноцид
— это массовое уничтожение членов
какой-либо этнической группы или создание
условий, активно препятствующих ее
самовоспроизводству и
Политика геноцида осуществлялась
на протяжении многих столетий, но особенно
широко стала практиковаться с появлением
современных национальных государств.
Именно идеология раннего
К проявлениям политики геноцида
в бывшем СССР некоторые исследователи
относят депортации и акции насилия
в отношении корейцев, греков, калмыков,
чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев,
курдов и крымских татар. Но упомянутые
депортации, скорее, проявление другой
формы политики этнического исключения
— политики перемещения. Известны две
формы перемещения —
Проявления геноцида сегодня все менее вероятны, поскольку Организация Объединенных Наций приняла специальную Конвенцию о предупреждении геноцида, и все страны члены ООН являются ныне ее участниками. Однако различные формы геноцида еще далеко не изжиты ни из практики межобщинного взаимодействия, ни из политической жизни современных государств.
Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
Анализируя позитивные формы этнополитики, нацеленные на внутреннюю консолидацию граждан государства, важно не упустить из виду и такие формы, которые основаны на принципах исключения из социального, правового и культурного поля государства части его граждан по расовым или этническим признакам. Те или иные формы имеют место во многих странах мира, в том числе в ряде стран Азии и Африки, в постсоветских государствах — в Латвии и Эстонии. Но в первую очередь внимание мирового сообщества должно быть обращено в сторону предотвращения расизма, геноцида и их разновидностей. Эти проявления этнополитики были наиболее характерны для прошлых эпох, но, к сожалению, полностью с ними еще не покончено9.
Нынешние расисты предпочитают оперировать понятиями не биологического, а культурного превосходства, и в их интерпретации культура предстает своего рода «генетическим наследием». На этом основании инокультурные общности наделяются якобы врожденно более низкими культурными качествами, определяющими и отношение к ним. Это происходит в тех странах, где, как в Германии, гражданство долгое время определялось этнической принадлежностью к коренному населению, и там, где, как в Нидерландах, понятие «этнические меньшинства» изначально приобрело негативную окраску из-за ассоциации с отсталыми странами Третьего мира. Подобные установки влияют и на представления о процессах мирового развития. Там, где раньше речь шла о национально-освободительной борьбе, теперь начинают говорить о сопротивлении навязыванию чужих культурных ценностей. Именно в этом контексте и получила распространение идея «столкновения цивилизаций», под которыми подразумеваются общности с несопоставимыми системами ценностей.