Реферат.политическая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:41, реферат

Краткое описание

Рассмотрение и осмысление названной проблемы представляет научный интерес. Это подтверждается содержанием исследования, включающего не только детальную характеристику политической системы современной России, но и анализ ее правовых предпосылок, определение роли личности в сфере политики и права, иных факторов, оказывающих влияние на деятельность партий, общественных движений, СМИ в политической сфере жизнедеятельности Российского общества.

Содержание

Введение 3
Формирование системы 4
Политическая система как политико-социальное явление 7
Функции политической системы 10
Основные предпосылки перестройки. 12
Введение президентства. 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.политическая система РФ.docx

— 100.04 Кб (Скачать файл)

 

Политическая система как политико-социальное явление

 

Термин «политическая система» был введен в политологию, теорию государства и права в 60-70-х  годах ХХ века. Его использование  было обусловлено нарастающим пониманием системного характера политики, политической деятельности. Процессы развития общества предопределили то, что власть перестала  быть монополией государства, иметь  сложный характер, поскольку в  них стали участвовать негосударственные  организации. Осознание сложности  и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных  структур, привело к необходимости  разработки понятия «политическая  система».

К тому же, прежде используемая «политическая  организация общества», понимаемая как совокупность специальных государственных  и общественно-политических учреждений и институтов, непосредственно осуществляющих политические функции в обществе, не охватывала всего многообразия политической жизни общества.

Соответственно, в связи с новыми подходами к осмыслению динамики политических процессов появилось  понятие «политическая система». Однако это была не простая замена слова «организация» на слово  «система».

Примечательно то, что в исследованиях  того периода элементы политической организации общества (государство, партии, общественные организации) рассматривались  расчленено, не системно и функционально. Усилия ученых были ориентированы на познание специфики политических организаций, в то время как поведению людей - участников политических отношений не уделялось должного внимания.

Разработка понятия «политическая  система» должна была способствовать интегрированию и дифференциации всех основных понятий и категорий  политических отношений, осознано значение и роли субъектов политической системы, их взаимодействия, что, в конечном счете, и было достигнуто.

Эта проблема актуальна и в настоящее  время, в связи с преобразованиями, производимыми в современной  России. Сегодня в этой области  отношений необходим иной уровень  теоретического знания, который обобщил  бы новые данные о государственно-правовых институтах и иных элементах политической системы, тенденциях ее развития. Новые  процессы в государственно-правовой, политической жизни нашего общества – существенный фактор, влияющий на необходимость пересмотра многих привычных  представлений о существующих социальных институтах, формах их деятельности, значимости роли личности в политической жизни  общества.

Сказанным объясняется то, что словосочетание «политическая система» широко используется в настоящее время в публикациях  по правоведению и политологии. Каждой отрасли знания преимущественно  свойственны определенные методы, т.е. способы, пути исследования или познания. Применительно к рассматриваемой  проблеме наиболее широко используются такие методы, как институциональный, сравнительный, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный и др.

Термин «система» (от греч. systema) – целое, составленное из частей. Это понятие универсально, используется в самых различных областях человеческих знаний, в том числе в правоведении и политологии. Речь идет об элементах, которые объединены между собой внутренними связями и отношениями. Когда используется слово «система» - том числе политическая, - то в основном учитываются три равнозначных признака. Во-первых, наличие нескольких элементов. Во-вторых, взаимосвязи, отношения между этими элементами. В-третьих, необходимо, чтобы эти связи предопределялись каким-то стержневым качеством. Применительно к политической системе общества таким качественным фактором, объединяющим ее структурные элементы, является их способность участвовать в политической жизни общества, осуществлять определенные политические функции.

Политическая система – одна из частей общественной системы, в которую  входят экономическая, социальная, идеологическая, этическая, правовая, культурная и иные подсистемы. Каждая из названных подсистем, если ее рассматривать отдельно, состоит  из определенных институтов и отношений, которые образуют относительно самостоятельную  систему. Экономическая система, как  видно, состоит из различного рода органов, организаций, предприятий, по-видимому, включает индивидуальных предпринимателей и других субъектов, осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность. В социальную систему входят органы, организации, объединения граждан, решающие или способствующие решению  различных социальных вопросов, в  том числе нацеленных на удовлетворение личных интересов и потребностей граждан, на улучшение социально-бытовых  условий жизни и деятельности.

Политическая система в структуре  названных социальных образований  занимает своеобразное место, взаимодействует  с экономическими и иными подсистемами, отличается своими ресурсами – политическими, правовыми, организационными и др. эта  система отражает политическую сторону жизни общества, его состояние, качество нормативных регуляторов общественных отношений (норм права, политических норм), уровень политического сознания и политической культуры и др.

В качестве общего исходного положения  следует признать, что политическая система – одна из частей совокупной общественной системы, отражающая политическую жизнь общества в целом, ее динамичность. Уяснение специфики политической системы  позволяет понять устойчивую взаимосвязь  различных элементов политической жизни, а также то, как регулируются политические процессы, как формируются  и функционируют политическая сфера  и государственная власть в обществе, как реализуются основные направления  государственной политики.

Сегодня большинство исследователей отмечают ключевую роль политической системы в политической жизни  российского общества. Тем не менее, достаточно большой объем политико-правовой литературы, посвященной политической системе России, не должен вызывать самоуспокоения. По мере увеличения числа  работ выявляются новые проблемы, становятся очевиднее пробелы в  разработке ряда общих аспектов политической системы, возникает потребность  в уточнении положений, которые, казалось бы, очевидны. В связи с  этим представляется актуальным проследить эволюцию понятия «политическая  система», тем более, что до сих пор отсутствует общепризнанное определение данной категории.

Значимость организационного фактора (государственных, партийных и иных объединений) в функционировании российской политической системы определяется тем, что они формируют, структурируют  интересы членов общества, придают  им целенаправленность, обеспечивают связи, координацию между элементами. В совокупности такие структурные  звенья и образуют политическую организацию  общества. Следовательно, в центре представлений  об этом комплексном образовании  – категория государства и  другие институционные образования, решающие определенные политические задачи.

В юридической литературе высказано  мнение относительно того, что политическая организация общества может состоять не только из разрешенных и признаваемых государством организаций и объединений. В ней могут находится запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского толка, иные партии, движения, деятельность которых государство находит опасной для себя и охраняемых им интересов определенного класса или общества в целом. В качестве дополнительной аргументации к этому выводу приводится следующее суждение: в современных условиях на политическую жизнь страны, деятельность государственных органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные сообщества, занимающиеся торговлей наркотиков, рэкетом, хищениями и другими преступлениями. Располагая значительным состоянием, такие сообщества подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, органы исполнительной власти. Соответственно признается, что преступные сообщества входят в политическую систему РФ в качестве самостоятельного ее компонента.

Функции политической системы

 

Политическая система российского  общества – явление динамичное. Функции этой системы отражают направления  деятельности ее элементов (государства, партий и др.) в различных сферах политической жизни.

В философском смысле функция (лат. Funktio – совершение, исполнение) – 1) деятельность, роль субъекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого; 3) определенные направления деятельности системы, в том числе, поддерживающие ее самосохранение и организованность.

Функции политической системы –  особый уровень социальных функций. Они направлены на определение общих  существенных задач в политической сфере и пути их решения, интеграцию целей различных институционных элементов для сохранения системы  в целом и др.

В политологии в рамках структурно-функционального  анализа политической системы выделяют следующие функции:

а) определение целей, задач, путей  развития общества, конкретных элементов  подсистемы;

б) формирование политического сознания населения, социальных групп или  манипулирование им;

в) организация деятельности элементов  политической системы на выполнение определенных задач, целей;

г) взаимосвязи и взаимодействия политической системы с экономической  и социальной средой;

д) согласование интересов партий, иных элементов политической системы  с интересами государства.

В юридической литературе выделяют следующий ряд функций политической системы:

1) политическое целеполагание, т.е. выработка политических целей, касающихся изменения власти, политических институтов, развития демократии;

2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и  власти для выражения воли  всего народа и подчинение  ей всех основных звеньев в  обществе;

3) функции регулирования режима  социально- политической деятельности  в обществе, т.е. установление  таких способов поведения и  деятельности людей, групп, организаций,  форм их взаимодействия между  собой, с государством, которые  обеспечивали бы соблюдение общих  интересов и устойчивость общественных  отношений;

4) функции обеспечения целостного  управленческого воздействия субъекта  управления на общество в целом,  его сферы, отрасли экономики,  культуры и т.п.;

5) функция упрочения данного  общественно-политического строя,  содействие его совершенствованию,  углублению процесса демократизации  и др.;

В научной и учебной литературе, наряду с названными, выделяют и  иные функции политической системы.

Сказанное означает, что политическая система современной России имеет  значительное число функций, с помощью  которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает взаимодействие субъектов  политических отношений.

В целом можно сказать, что политической системе присущи черты, свойственные пониманию системы в философском  смысле слова. В их числе интегральность (специфическая способность объединения  ее элементов), относительная самостоятельность, которая не исключает ее связи  с внешней средой и др.

Понятие политическая система позволяет  наиболее полно раскрыть социально-политическую и государственно-правовую природу  общества, существующие в нем политические и правовые отношения, организационные  структуры, очевидно, эта система  обеспечивает интеграцию всех элементов  общества, участвующих в политической жизни страны, и обеспечивает само существование общества, как единого, скоординированного организма, управляемого политической властью.

Становление современной политической системы Российской Федерации прошло несколько этапов, начиная с периода  перестройки. Основные черты этой системы  зафиксированы действующей Конституцией Российской Федерации – либерально-демократическая  направленность деятельность ее основных элементов, разделение властей, многопартийность, существование законной аппозиции  и др.

Наряду с позитивными показателями российской политической системы, можно  назвать отдельные, свойственные ей существенные недостатки. Соответствующая  «диагностика» позволяет отнести  к их числу следующее:

- политическая система не достаточно  характеризуется коммуникативными  связями, ее субъекты не всегда  имеют общие цели, хотя их интересы  нередко пересекаются;

- далеко не все субъекты политической  системы (например, профсоюзы) осознают  свою причастность к политической  системе и решению государственных  проблем;

- отсутствует согласованность  в действиях субъектов политической  системы в период избирательных компаний и др.;

- слабая координация деятельности  субъектов политической системы  и как следствие принятие решений,  отличающихся повторением;

- программные документы партий  и других субъектов политической  системы отражают во многих  случаях субъективные интересы  политических лидеров и включают  ограниченный состав средств  их решения;

Информация о работе Реферат.политическая система РФ