Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:37, реферат
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теория элит и лоббизма.
§1.Теория элиты_________________________________________________5
§2.Лоббизм_____________________________________________________ 7
§3.Группы интересов____________________________________________15
Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.
§1.Региональные элиты в России__________________________________17
§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России______________________20
Заключение________________________________________________________26
Список использованной литературы___________________________________28
Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств. (На примере Российской Федерации)
Реферат
студента 2 курса
Якубова М.М.
Душанбе 2011г.
План:
Введение______________________
Глава 1. Теория элит и лоббизма.
§1.Теория элиты_________________________
§2.Лоббизм____________________
§3.Группы интересов_____________________
Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.
§1.Региональные элиты в России________________________
§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России______________________20
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.
В более широком
понимании лоббизм —
К концу ХХ века лоббизм становиться все более и более решающим фактором в политике современных государств. Тем более степень легализации лоббизма неуклонно возрастает. В США после объявления открытости лоббистской деятельности в декабре 1995 г. (Lobbying Disclosure Act), лоббизм был практически легализован. В России также существует лоббизм, но о его легализации речи пока нет1. Лоббизм в России связывают со взятничеством, и с чем-то негативным. Это очень прискорбно, потому что степень признания и легализации лоббизма говорит о степени демократизации общества. Примером может служить функционирование лоббизма в странах Европы. В данном регионе лоббизм имеет свои характерные черты, является измерителем степени демократизации и в то же время не несет в себе негативных последствий.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Глава 1. Теория элит и лоббизма.
§1.Теория элиты
Теории элиты (от франц. elite - лучшее, избранное, отборное) - социально-философские теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой общественной структуры являются высшие, привилегированные слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, - элита и остальная масса людей2.
Предшественниками современных теорий элит были Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Как определенная система взглядов теории элиты были сформулированы в начале XX в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом, которые исходили из того, что политическая власть - основа социальных отношений и поэтому главное орудие элиты - государство. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных слоев общества. Определение элиты неоднозначно. Ею именуются группы людей:
1)Получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето);
2)Наиболее активные в политическом отношении, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска);
3)Пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством (Г. Д. Лассуэлл);
4)Обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет);
5)Обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай);
6)"Боговдохновленные" личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству (Л. Фройнд);
7)Творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби);
8)Сравнительно небольшие группы лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества;
9)Наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления.
До второй мировой войны теории элиты получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны - в США. Основные варианты теории элиты: 1."Макиавеллиевский" (Дж. Бернхейм); 2."Ценностный" (X. Ортега-и-Гассет); 3.Структурно-функциональный (С. Келлер). Общие черты теории элиты - отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством элит определенных типов); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство - основа социальной жизни. Исходный постулат теории элит - абсолютизация политических отношений. Политическая власть рассматривается в качестве основы социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.
Первоначально теории элит были, открыто, враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30- 40-х гг. Й. Шумпетер и К. Маннгейм реконструируют теорию элит, стремясь совместить их принципы с признанием буржуазных демократических институтов. Маннгейм утверждал, что отличительная черта демократии - конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и "демократический оптимум" отношений элит и масс. С резкой критикой узкого слоя "властвующей элиты" в США в 50-х гг. выступил Р. Ч. Миллс. С позиций плюрализма Миллса критиковали Д. Рисмен, Д. Белл. В 70-80-х гг. в социологии полемизируют теории элитного плюрализма и "неоэлитаризма" (Т. Дай, X. Зиглер).
§2.Лоббизм
Слово “лобби” имеет английское происхождение. В "Оксфордском словаре" отмечается, что оно зафиксировано впервые в письменном языке в 1553 г. и обозначало тогда проходные коридоры в основном в монастырях. От них отходили двери к отдельным комнатам, галереям, тихим уголкам, которые и становились местом встреч заинтересованных лиц из "внешнего" монастырю мира и его обитателей, обладавших в то время немалой властью, в том числе и политической.
Позже эта характеристика распространилась на аналогичные коридоры и холлы в театрах, а уже в XVII веке и в парламентах. С 1640 г. слово “лобби” применяется для указания на помещения вокруг залов заседаний, где происходили встречи законодателей с гражданами.
Слова "лобби", "лоббизм", "лоббирование" упоминал уже Дж. Медисон, один из авторов проекта Конституции США и президент страны. В 1808 г. оно было зафиксировано в дебатах конгресса. К 1859 г. слово "лобби" достаточно четко соотносилось с указанием на тех, кто часто составлял группы интересов в конгрессе или высказывал определенное предпочтение им при подготовке и в ходе голосования. Чуть позже это слово применялось для обозначения подобных групп и в законодательных собраниях штатов3. В 1862 г. в Америке возникло и слово "лоббист", употребление которого сразу же было связано с указанием на взяточничество. В 1873 г. оно появилось и в Англии. Однако в описании особенностей английского политического процесса оно находило место с большим трудом и его употребление устоялось лишь в XX веке.
Наиболее полная и сбалансированная характеристика "лобби" дана в "Британской энциклопедии"4. Им характеризуется "любая попытка индивида или группы частных интересов оказывать влияние на решения властей; в своем первоначальном значении оно указывает на действия, корректирующие результаты голосования законодателей; в то же время лобби группируется вне законодательных палат. Лоббирование в той или иной форме неизбежно в любой политической системе". Согласно энциклопедии в нее входят:
1. Группы представителей от избирателей, которые могут оказывать давление на комитеты в законодательных собраниях;
2. Общественные служащие, которых можно "задержать за пуговицу" для доверительного разговора в кулуарах или специальных помещениях законодательных собраний, в отелях или частных домах;
3. Система рассылки писем или осуществления телефонных звонков по организованному сценарию;
4. Система выдвижения и вознаграждения кандидатов от организаций и групп на важные посты;
5. Массированные кампании по информированию общественности (паблик рилейшинз);
6. Участие в работе разных комиссий. Что касается организационной структуры лоббизма, то в США, например, она носит еще более сложный характер и опирается в политическом плане на первую поправку к Конституции, обосновывающую право подавать петиции. Однако, заключает "Британская энциклопедия", правил непрямого лоббирования, особенно манипулирования общественным мнением отследить невозможно, и оно не поддается контролю общественности.
Что касается организационной структуры лоббизма, то в США, например, она носит еще более сложный характер и опирается в политическом плане на первую поправку к Конституции, обосновывающую право подавать петиции. Однако, заключает "Британская энциклопедия", правил непрямого лоббирования, особенно манипулирования общественным мнением отследить невозможно, и оно не поддается контролю общественности.
Французский исследователь Франк Фарнел определяет теорию и практику лоббизма как продуктивное вмешательство в хозяйственные и социальные процессы с использованием политических методов и средств. Он подчеркивает, что профессия лоббиста пока не получила общественного признания в основных европейских странах и соответствующей легитимации - в отличие от Соединенных Штатов Америки. Но это вовсе не означает даже более умелого по сравнению с американцами использования стратегии и техники лоббизма и подготовки людей, ими пользующихся. В политологическом же отношении лоббизм способствует укреплению основ терпимости в обществе. "Если можно уяснить процесс лоббирования как барометр осуществления демократии, то осуществляющие его лица должны чувствовать себя связанными с определенными представлениями о социальных ценностях, которые основываются на уважении к человеку и к институтам"5.
Как же проявляется данная деятельность в отдельных странах? Своеобразным масштабом может служить здесь уже упоминаемый закон об открытости лоббизма, который обсуждался на слушаниях подкомитета по административному законодательству и отношениях в правительстве юридического комитета палаты представителей США 31 марта 1993 г. и принят окончательно в декабре 1995 г. Он призван урегулировать лоббистскую деятельность на юридических началах, ликвидировать лазейки в практике лоббизма. Закон требует, чтобы лоббисты указывали своих клиентов, определяли специфику деятельности и рассказывали, сколько платят им и сколько платят они. В то же время он ориентирован на то, чтобы наличествующее право было понятно индивидам, на защиту интересов которых оно направлено. Закон об открытости лоббизма считался Президентом основополагающим для широкомасштабной политической реформы в целом. Отсюда и его значимость для политического климата страны в начале уже XXI века.
Вступление в действие закона привело к тому, что число зафиксированных государственными органами лоббистов к весне 1996 г. увеличилось в два раза и достигло почти 40000 человек. В то же время закон позволяет четче отслеживать методы фальсифицирования в лоббировании, когда в конгресс посылаются письма от несуществующих адресатов (такие действия подвергаются штрафу в 50 тыс. долларов), регламентировать лоббирование в пользу иностранных государств, ставить ряд ограничений лоббистской активности бывших конгрессменов (особенно попавшихся на злоупотреблениях)6.
Лоббизм в Канаде особенно интересен в сочетаемости с проблемой регионального сепаратизма страны, манифестируемой Квебеком. Достаточно длительное время американские образцы не находили применения в Канаде, но с середины 60-х годов именно по ним начала строиться система "политических консультантов на содержании", отмечает канадский политолог Дж. Саватский7. При этом ведущие лоббисты страны, создав такой рынок услуг, не связывают себя с какой-либо партийной принадлежностью - это "непрофессионально". Но при этом они часто решают судьбы многих партийных кандидатов, даже на самом высоком уровне. Бизнесмены обращаются к ним не реже, чем к юристам и другим специалистам. Организаторы политической жизни считают их советы ключевыми.
В каждой из стран лоббизм характеризуется "национальным" обликом. Во Франции в 1884 г. был принят закон о свободе союзов, который способствовал защите "цеховых интересов" лоббистов. Фактически последние представляли перед политиками своих патронов - "королей" сахара, табака, стали и т.п. В настоящее время во Франции более 1500 таких групп, имеющих в основном профессиональный профиль. Но "обручение денег и власти" в стране происходило и происходит в основном в темноте, аппарат управления дистанцируется от лоббистов, по крайней мере не легализует с ними связей, как это имеет место в США.