«Русская идея» в произведениях философов-эмигрантов в 20-30-ые годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы будет являться определение «русской идеи» в произведениях философов эмигрантов, заданного периода времени, т.е. 20-30-ые годы XX века. Для этого поставлены следующие задачи:
Узнать социально-политические условия для развития философской мысли в России;
Разобрать отдельных авторов, которые писали по заданной тематике;
Найти самобытность «русского идейного пути»

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-политические условия для развития философской мысли в 20-30 годы XX века в России…………………………………….………..…6
Глава 2. Идеи и взгляды философов о судьбе России. ………………….…..9
2.1.«Русская идея» Н.А.Бердяева………………………………………...9
2.2.«Философское пробуждение» Г.В. Флоровского………………..10
2.3.«История русской философии» В.В. Зеньковского……………….11
2.4.«Основные черты русской нации в двадцатом столетии» П.А. Сорокина………………………………………………………………………..12
Глава 3. Самобытность «русского идейного пути»………………………....14
Заключение……………………………………………………………24
Список источников и литературы…………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра политологии и политического управления

 

 

 

 

Курсовая работа

«Русская идея» в произведениях философов-эмигрантов в 20-30-ые годы XX века

 

 

 

Выполнил: студент, 133 гр.

Феоктистова Ю.В.

Научный руководитель: к.и.н., доц.

Харин Е.С.

 

 

Ижевск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Социально-политические условия для развития философской мысли в 20-30 годы XX века в России…………………………………….………..…6

Глава 2. Идеи и взгляды философов о судьбе России. ………………….…..9

           2.1.«Русская идея» Н.А.Бердяева………………………………………...9

2.2.«Философское пробуждение» Г.В. Флоровского………………..10

          2.3.«История русской философии» В.В. Зеньковского……………….11

          2.4.«Основные черты русской нации в двадцатом столетии» П.А. Сорокина………………………………………………………………………..12

Глава 3. Самобытность «русского идейного пути»………………………....14

Заключение……………………………………………………………24

Список источников и литературы…………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Русская идея" —  понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX—XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Но и на исходе нашего века и второго тысячелетия наблюдается новая вспышка интереса к ушедшим в прошлое спорам и к тем выдающимся мыслителям, которые в них участвовали. Ибо сходные темы и проблемы стали вновь волновать россиян и всех тех, кому небезразличны судьбы России. Именно «Русская идея» о судьбе России и будет являться предметом данного исследования.

Мы могли бы сегодня сказать о себе и нашем времени то, что писал видный поэт и философ России В. Иванов (1866—1949) в статье "О русской идее", опубликованной в 1909 г. в журнале "Золотое руно":

"Наблюдая последние  настроения нашей умственной  жизни, нельзя не заметить, что  вновь ожили и вошли в наш  мыслительный обиход некоторые  старые слова-лозунги, а, следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы".

О каких же проблемах, "словах-лозунгах", говорили в начале века, и идет речь сегодня, когда употребляется объединяющее их понятие "русская идея"? Суммируя дискуссии, можно условно выделить следующие основные группы проблем и линий спора:

 
1) Любовь к России, к Родине — характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм и критическое отношение к России, к российскому, значит, многонациональному народу, в частности к народу русскому — совместимы ли они? Патриотизм как пробуждение национального самосознания.

2) Историческая миссия России и ее народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как "Третьем Риме". Различия между "миссионизмом" и "мессианизмом".  
3) Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов: 

а) Россия и Запад; 

б) Россия и Восток. Россия как Евразия;

 
4) Русская душа", или специфика национального характера русского народа.  
5) Своеобразие российской национальной культуры. Специфика российской философии. "Национальные" ценности и ценности общечеловеческие.  
6) Российская государственность. Специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции в России. Особая социальная роль и ответственность российской интеллигенции.1

Целью работы будет являться определение «русской идеи» в произведениях философов эмигрантов, заданного периода времени, т.е. 20-30-ые годы XX века. Для этого поставлены следующие задачи:

    1. Узнать социально-политические условия для развития философской мысли в России;
    2. Разобрать отдельных авторов, которые писали по заданной тематике;
    3. Найти самобытность «русского идейного пути»

Ностальгические чувства, сложным образом перемешанные в мироощущении русских людей, оказавшихся после революции в эмиграции, будут интересовать в данной работе не с художественной или психологической, а с философской стороны. С точки зрения того, на что они направлены, т.е. как рефлексия на тему России, занявшей центральное место в творчестве русских философов послеоктябрьского зарубежья, что будет являться объектом данного исследования. Ведь по-прежнему «белым пятном» является философская культура послеоктябрьской эмиграции, которая в течение десятилетий отбрасывалась в СССР как белоэмигрантская, что предопределило отрицательное отношение ко всем философам этого периода и их творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-политические условия для развития философской мысли в 20-30-ые годы XX века в России

Есть два характерных типа эмигрантского ощущения Родины. Первый – «оптимистический» - это сознание непрекращающейся близости с Россией, готовность к воссоединению с ней. И второй – «пессимистический», в котором выражена не только любовь к родному, но и безысходность, страх, нежелание возвращаться к «перепаханному кладбищу».2

Русская эмиграция в результате революции и Гражданской войны выделяется уже количеством и одновременной массовостью (по различным данным, от 1млн.  200 тыс. до 2 млн. человек в течение всего нескольких лет).3

Эмиграция 20-х гг. сложилась из трех разнородных и разновременных слоев. Первый, самый немногочисленный, состоял в основном из дипломатов и предпринимателей. Те, кто в 1917 году работали и жили за границей, просто не вернулись, надеясь пережить лихие годы. Здесь были и те, что не смогли вернуться в России через фронты Первой мировой войны: артисты на гастролях, дипломаты, русские студенты и ученые в европейских университетах и т.п. Это был материально и психологически самый благополучный, но и самый незначительный слой, составивший эмиграцию.

Второй слой – самый многочисленный и трагический: группы беженцев и белогвардейцев, которым пришлось покинуть Родину в 1919-1920 гг. За полтора года из России были вынуждены уехать более миллиона человек, в том числе около 60% - военнослужащие, которые пережили унижения разгрома, страха, бегства, распад всех семейных и общественных связей. Центральное событие этого периода – крымская катастрофа ноября 1920 года, когда родные берега покинули на кораблях своих и союзников сразу 150-160 тысяч человек. А главное – они уходили с последнего клочка земли потерянной ими России. 4 После массовой эвакуации из южных портов (Новороссийск, Севастополь, Одесса) начал определяться основной состав беженцев. Ведь вместе с войсками уходили политические деятели, бывшие члены Государственной думы, Временного правительства, Учредительного собрания, местных правительств, гражданские лица, - те, кто сумел попасть на отплывающие пароходы.

Этот слой эмиграции по своей структуре был почти точной копией дореволюционной России. Здесь были представлены все социальные слои  общества: от крестьян и казаков до членов императорской семьи. Все нации, все профессии, все возраста, все политические партии (кроме большевиков, которые отправились позже, после сталинских репрессии). Важно было еще и то, что они уходили в Европу чаще всего без денег, без будущего, с унижением и ожесточением в сердце. В этом слое явно преобладали военные. Это повлияло и на первоначальное их расселение в Европе: там, где принимали русских войска – сначала Турция, затем Сербия и Болгария.

Третий слой  складывается из интеллигенции и гражданской образованной публики с 1920 годов. Первоначально они попадали в Европу вместе с отступавшими белыми армиями через Прибалтику, Польшу, Манчжурию, Турцию. Но центральным событием, которое определило психологический настрой и состав этой «культурной интеллигенции», была знаменитая позорная высылка интеллигенции в августе-сентябре 1922 года. Особенность этой высылки состояла в том, что это была акция государственной политики нового большевистского правительства. XII конференция РКП(б) в августе 1922 года приравняла старую интеллигенцию, которая стремилась сохранить политический нейтралитет, к «врагам народа», к кадетам. Один из инициаторов высылки, Л.Д. Троцкий, цинично пояснил, что этой акцией Советская власть спасает их от расстрела. Именно эта альтернатива и была заявлена официально: в случае возвращения – расстрел. Состав группы высылаемых «неблагонадежных» лиц состоял сплошь из интеллигенции, в основном интеллектуальная элита дореволюционной страны: профессора, философы, литераторы, журналисты. Решение властей для них было моральной и политической пощечиной. Ведь Н.А. Бердяев уже читал лекции, С.Л. Франк преподавал в Московском университете, педагогической деятельностью занимались П.А. Флоренский, П.А. Сорокин…А оказалось, что их выбрасывают как ненужный хлам.

Но труды эмигрантов имеют огромное значение во вкладе в русскую и  европейскую философскую мысль. Культурология и историография, созданные его представителями, есть важное, существенное дополнение, без которого невозможно понимание своеобразия и цельности нашей национальной культуры и национальной духовности. А такое понимание предполагает и целостный подход к освоению истории нашей культуры, а восприятие всего богатства духовных ценностей лежит в основе цивилизационного отношения к этим ценностям.

Такие произведения, как «Русская идея» Н.А. Бердяева, «Пути русского богословия» Г.В. Флоровского, двухтомная «История русской философии» В.В. Зеньковского, работы Вышеславцева, Сорокина и других ученых, изданные на русском и иностранном языках, известны почти каждому западному русисту. Поэтому в данной работе представлены именно эти авторы, чьи работы могут отразить «русскую идею» и судьбу России.

 

 

 

 

 

Глава 2. Идеи и взгляды философов о судьбе России

Вклад мыслителей русского зарубежья в общеевропейский философский процесс, издания и переводы их трудов на основных европейских языках в немалой степени способствовали осознанию русской философии в качестве полноправного компонента философии европейской, ибо национально-своеобразные ценности и идеи русской философской мысли заняли определенное место в современном западном сознании; эти ценности получают специфическое толкование, так или иначе анализируются или обсуждаются.

Эмигрантской ветви русской философской культуры принадлежит приоритет в постановке целого ряда философско-исторических, культурологических, историко-философских проблем, впервые ставших предметом широкого обсуждения советскими учеными и публицистами лишь во второй половине восьмидесятых  годов двадцатого столетия. К их числу относятся осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры и национального самосознания русского народа, анализ национальной специфики философской культуры России девятнадцатого и двадцатого веков, постановка вопроса об основных чертах русской нации.5

2.1.«Русская идея» Н.А.Бердяева

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) родился в Киеве в родовитой дворянской семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем, в университете увлекся марксизмом. За пропаганду социализма был исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. Вскоре последовал отход в область религиозной идеологии, что сочеталось с признанием ряда моментов марксистской социальной программы.

Автор говорит, что «русская идея» - эсхатологическая, обращенная к концу, принимает форму стремления к русскому спасению. Она соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ ставит любовь выше справедливости.6

Вышедшая в самом начале «холодной войны» (1946) книга Бердяева содержала критику милитаризма и агрессии – всего, что определялось как «идея господства, преобладания и могущества». Всему этому он противопоставил русскую идею – «идею коммюнотарности (общинности) и братства людей и народов», как симпатия к СССР. Возможно поэтому, на Западе неприязненно относятся к «Русской идее» Бердяева.

Понятие «русская идея» не задано и не определено заранее ученым. Содержание понятия раскрывается в различных аспектах, отношениях и связях как «русское сознание», «русская философия», «русская история», «русское общество», «русская нация» и др. такая полисемантичность говорит о несводимости «русской идеи» лишь к религиозно-мессианистской, мистической, эсхатологической проблематике.

2.2.«Философское пробуждение» Г.В. Флоровского

Георгий Васильевич Флоровский (1893 – 1979) окончил историко-филологический факультет Одесского университета. Готовился к преподавательской деятельности. В 1932 году принял священство. Преподавал в университетах Парижа, Нью-Йорка.

В своей работе «Философское пробуждение» философ подробно излагает страницы русской философской культуры, рассказывает о религиозных, светских аспектах в данном предмете.

Провел анализ самого процесса производства философского знания, опровергает точку зрения тех, кто пытается доказать слабость русской философской мысли.

Информация о работе «Русская идея» в произведениях философов-эмигрантов в 20-30-ые годы XX века