СМИ - четвертая ветвь власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:35, доклад

Краткое описание

Как известно, существуют три основных ветви власти. Это исполнительная власть – власть правоприменительная, та, на которую возлагается функция исполнения принимаемых законов. Это законодательная власть, которая, как видно из названия, является властью в области законодательства. Ну и наконец, судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Содержание

1. Введение……………………………………………….………………...….3
2. СМИ – четвертая ветвь власти, аргументы за и против……………..…..3
3. Заключение………………………………………………………………...7
4. Источники………………………………………………………………….8

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 25.31 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Технический Университет 

имени Н.Э. Баумана

 

 

 

 

 

Доклад по теме: «СМИ – четвертая ветвь власти»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Студентка 2 курса

 

 

 

Москва 2013

Содержание 

  1. Введение……………………………………………….………………...….3
  2. СМИ – четвертая ветвь власти, аргументы за и против……………..…..3
  3. Заключение………………………………………………………………...7
  4. Источники………………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, существуют три  основных ветви власти. Это исполнительная власть – власть правоприменительная, та, на которую возлагается функция  исполнения принимаемых законов. Это  законодательная власть, которая, как  видно из названия, является властью  в области законодательства. Ну и  наконец, судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Впервые принцип  разделения властей был сформулирован  и юридически оформлен в Конституции  США 1787 года, а также в конституционных актах Великой французской революции 1789-1794. Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира, и принято считать, что эти три ветви – единственно возможное разделение, все прочие организации, не имеющие отношение ни к одной из них, властью считаться не должны, однако, так ли это?

«Четвертая власть», «четвертая ветвь власти» - словосочетание, впервые  употребленное британским историком  и публицистом Томасом Карлейлем.  Данное словосочетание несколько лирично, но в то же время описывает реальное положение дел – то, насколько велико влияние прессы в социуме.

СМИ – четвертая ветвь  власти, аргументы за и против

СМИ или Средства массовой информации – один из важнейших  институтов современного общества. Недооценить  их значимость поистине невозможно. Средства массовой информации выполняют множество  самых разнообразных функций  одновременно: информируют, развлекают, просвещают, рекламируют. Таким образом, они оказывают значительное влияние  на общественное сознание, грубо говоря, они напрямую участвуют в его формировании, так как восприятие и интерпретация всех происходящих в стране и в мире событий осуществляется через СМИ.

Давайте рассмотрим каждую функцию средств массовой информации более детально.

Информационная функция  является основной и исторически  ранее появившейся. Пресса, телевидение, радио – все средства массовой информации в первую очередь служат для передачи сведений, информации о внутренней и внешней политике, о событиях и явлениях, происходящих в жизни общества, о спортивных и культурных новостях. Не прекращающийся поток информации особенно велик  в наше время, а потому надо быть особенно бдительным и влиятельным, чтобы из колоссального объема «пустых» сведений извлекать ценные крупицы  истинного знания.

Вторая по значимости функция СМИ – развлекательная или эстетическая. Она служит для удовлетворения культурных потребностей людей всех слоёв общества – так называемая массовая культура. Предлагаемый ассортимент очень широк: кино, музыка, театральные и цирковые представления, концерты, различные шоу, игры и т.д.

Образовательная или просветительная  функция средств массовой информации заключается в создании и показе различных образовательных программ, электронных учебников и библиотек  и в целом информатизации учебного процесса. Наиболее ярким примером данной функции на российском телевидении  является канал «Россия - Культура».

Экономическая функция, в  основном, реализовывается посредством  рекламы, сообщениях экономического характера, таких, например, как курс валют и  ситуация на фондовом рынке, сведениях  об экономической деятельности различных  организаций.

Все эти функции вместе позволяют СМИ выполнять функцию  критики и контроля. Объектом внимания средств массовой информации является президент, правительство, суд, направления  политики, сами СМИ, иными словами, все  аспекты жизни общества.

Итак, вернемся к основной проблеме, являющейся темой данного  доклада: является ли СМИ четвертой  властью? На данный вопрос может быть дано два ответа: 1) СМИ – четвертая  ветвь власти. 2) СМИ не является четвертой властью, государство составляют лишь три ветви.

У обеих точек зрения существуют свои «за» и «против».

Основным аргументом, противоречащим теории о том, что СМИ действительно можно назвать четвертой ветвью власти, является тот факт, что средства массовой информации не имеют законной подоплеки. У СМИ нет реальной, законной власти, так как у них нет права принуждать кого-либо к совершению какого-либо действия.

Другим аргументом против того, что СМИ – реальная власть, является тот факт, что государство  влияет на средства массовой информации, что оно способно их контролировать. Самое простое и известное средство воздействия – цензура. Государство или система органов власти определяет нормы деятельности СМИ через принятие законов, постановления правительства или же Указы Президента. Так, например, государством запрещена пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. Так, например, 11 июня 2013 года Государственной Думой был принят законопроект о внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а так же отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей. 26 июня 2013 года данный законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 июня 2013 года был подписан президентом Российской Федерации. Это является ярким примером влияния государства на СМИ, которые хоть и обладают так называемой свободой слова, однако, вынуждены подчиняться трем ветвям власти. Таким образом, средства массовой информации не могут выступать против целей и интересов государственной политики. Результатом особенно жесткого контроля государством средств массовой информации является искажение информации, СМИ уже не столько правдиво отражает действительность, выявляет социальные интересы и политическую ориентацию.

СМИ также влияет на политику, они властвуют над умами людей, влияют на настроение общества в целом, направляют и формируют людские массы, а через это влияют и на политические процессы, и на политику в целом. Более того, в наши дни средства массовой информации являются политической ареной. Особенно ярко это наблюдается во время предвыборных кампаний: между различными политическими силами разворачивается настоящая борьба за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах.

Так, например, о российском политическом и общественном деятеле Алексее Анатольевиче Навальном общественность узнала из интернет-сообщества. Активно используя СМИ, он, по сути, до поры до времени никому не известный вышел во власть,  привлек к себе внимание народных масс, и в итоге занял второе место на выборах мэра Москвы в 2013 году, набрав 27,24% голосов.

На нынешний день ни одни выборы не обходятся без широкого использования СМИ. Каждый политик  разрабатывает свою программу и  оповещает о ней электорат. Таким  образом, благодаря средствам массовой информации создается привлекательный для избирателей образ политиков, тот образ, за который народ захочет и будет голосовать. Таким образом, сегодня значительная часть расходов на проведение избирательных кампаний  составляют расходы на СМИ: телевизионные дебаты, интервью для различных газет, агитационные ролики в интернете и многое, многое другое.

Заключение

Из всего вышеназванного можно вынести один вывод: средства массовой информации обладают огромной властью, их влияние на общество и  на политику велико. Один из отцов холодной войны, Джон Фостер Даллес в свое время сказал: «Если бы я должен был избрать только один принцип внешней политики и никакой другой, я провозгласил бы таким принципом свободный поток информации». И всё же СМИ нельзя назвать четвертой ветвью власти, так как не соблюдается ряд очень важных критериев.

“Четвертой властью (без кавычек, т. е. в прямом и точном смысле) СМИ  бывают только в двух случаях: первый - когда они транслируют обязательные для исполнения решения законодательной, исполнительной и судебной властей; второй - когда собственные выступления  СМИ по законодательным актам  рассматриваются как обязательные для учета при принятии решений властями”.

И всё же взаимодействие политики и СМИ представляет собой важное звено функционирования политической системы общества. Средства массовой информации – это инструмент колоссальной силы, это власть, пронизывающая три основных ветви власти, направляющая мысли, ценности, жизни целых народов.

 

 

Источники

  1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. “Введение в политологию” Москва: Аспект Пресс, 2000, 447 стр. Страницы 334, 336, 338-344.
  2. Демидов А.И., Федосеев А.А. “Основы политологии” Москва: Высш.шк., 1995, 271 стр. Страница 150.
  3. Беглов С.И. “Четвертая власть. Британская модель” Москва: Издательство Московского университета, 2002, 256 стр. Страницы 204, 217.
  4. Прохоров Е.П. “Введение в теорию журналистики” Москва: , 1995, 294 стр. Страница 79.
  5. Науменко Т.В. «Четвертая власть» как социологическая категория. // ИНТЕЛРОС №2, 2007.

 


Информация о работе СМИ - четвертая ветвь власти