Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:35, доклад
Как известно, существуют три основных ветви власти. Это исполнительная власть – власть правоприменительная, та, на которую возлагается функция исполнения принимаемых законов. Это законодательная власть, которая, как видно из названия, является властью в области законодательства. Ну и наконец, судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
1. Введение……………………………………………….………………...….3
2. СМИ – четвертая ветвь власти, аргументы за и против……………..…..3
3. Заключение………………………………………………………………...7
4. Источники………………………………………………………………….8
Московский Государственный Технический Университет
имени Н.Э. Баумана
Доклад по теме: «СМИ – четвертая ветвь власти»
Подготовила:
Студентка 2 курса
Москва 2013
Содержание
Введение
Как известно, существуют три основных ветви власти. Это исполнительная власть – власть правоприменительная, та, на которую возлагается функция исполнения принимаемых законов. Это законодательная власть, которая, как видно из названия, является властью в области законодательства. Ну и наконец, судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Впервые принцип разделения властей был сформулирован и юридически оформлен в Конституции США 1787 года, а также в конституционных актах Великой французской революции 1789-1794. Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира, и принято считать, что эти три ветви – единственно возможное разделение, все прочие организации, не имеющие отношение ни к одной из них, властью считаться не должны, однако, так ли это?
«Четвертая власть», «четвертая
ветвь власти» - словосочетание, впервые
употребленное британским историком
и публицистом Томасом
СМИ – четвертая ветвь власти, аргументы за и против
СМИ или Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Недооценить их значимость поистине невозможно. Средства массовой информации выполняют множество самых разнообразных функций одновременно: информируют, развлекают, просвещают, рекламируют. Таким образом, они оказывают значительное влияние на общественное сознание, грубо говоря, они напрямую участвуют в его формировании, так как восприятие и интерпретация всех происходящих в стране и в мире событий осуществляется через СМИ.
Давайте рассмотрим каждую функцию средств массовой информации более детально.
Информационная функция является основной и исторически ранее появившейся. Пресса, телевидение, радио – все средства массовой информации в первую очередь служат для передачи сведений, информации о внутренней и внешней политике, о событиях и явлениях, происходящих в жизни общества, о спортивных и культурных новостях. Не прекращающийся поток информации особенно велик в наше время, а потому надо быть особенно бдительным и влиятельным, чтобы из колоссального объема «пустых» сведений извлекать ценные крупицы истинного знания.
Вторая по значимости функция СМИ – развлекательная или эстетическая. Она служит для удовлетворения культурных потребностей людей всех слоёв общества – так называемая массовая культура. Предлагаемый ассортимент очень широк: кино, музыка, театральные и цирковые представления, концерты, различные шоу, игры и т.д.
Образовательная или просветительная
функция средств массовой информации
заключается в создании и показе
различных образовательных
Экономическая функция, в основном, реализовывается посредством рекламы, сообщениях экономического характера, таких, например, как курс валют и ситуация на фондовом рынке, сведениях об экономической деятельности различных организаций.
Все эти функции вместе
позволяют СМИ выполнять
Итак, вернемся к основной проблеме, являющейся темой данного доклада: является ли СМИ четвертой властью? На данный вопрос может быть дано два ответа: 1) СМИ – четвертая ветвь власти. 2) СМИ не является четвертой властью, государство составляют лишь три ветви.
У обеих точек зрения существуют свои «за» и «против».
Основным аргументом, противоречащим теории о том, что СМИ действительно можно назвать четвертой ветвью власти, является тот факт, что средства массовой информации не имеют законной подоплеки. У СМИ нет реальной, законной власти, так как у них нет права принуждать кого-либо к совершению какого-либо действия.
Другим аргументом против того, что СМИ – реальная власть, является тот факт, что государство влияет на средства массовой информации, что оно способно их контролировать. Самое простое и известное средство воздействия – цензура. Государство или система органов власти определяет нормы деятельности СМИ через принятие законов, постановления правительства или же Указы Президента. Так, например, государством запрещена пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. Так, например, 11 июня 2013 года Государственной Думой был принят законопроект о внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а так же отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей. 26 июня 2013 года данный законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 июня 2013 года был подписан президентом Российской Федерации. Это является ярким примером влияния государства на СМИ, которые хоть и обладают так называемой свободой слова, однако, вынуждены подчиняться трем ветвям власти. Таким образом, средства массовой информации не могут выступать против целей и интересов государственной политики. Результатом особенно жесткого контроля государством средств массовой информации является искажение информации, СМИ уже не столько правдиво отражает действительность, выявляет социальные интересы и политическую ориентацию.
СМИ также влияет на политику, они властвуют над умами людей, влияют на настроение общества в целом, направляют и формируют людские массы, а через это влияют и на политические процессы, и на политику в целом. Более того, в наши дни средства массовой информации являются политической ареной. Особенно ярко это наблюдается во время предвыборных кампаний: между различными политическими силами разворачивается настоящая борьба за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах.
Так, например, о российском политическом и общественном деятеле Алексее Анатольевиче Навальном общественность узнала из интернет-сообщества. Активно используя СМИ, он, по сути, до поры до времени никому не известный вышел во власть, привлек к себе внимание народных масс, и в итоге занял второе место на выборах мэра Москвы в 2013 году, набрав 27,24% голосов.
На нынешний день ни одни выборы не обходятся без широкого использования СМИ. Каждый политик разрабатывает свою программу и оповещает о ней электорат. Таким образом, благодаря средствам массовой информации создается привлекательный для избирателей образ политиков, тот образ, за который народ захочет и будет голосовать. Таким образом, сегодня значительная часть расходов на проведение избирательных кампаний составляют расходы на СМИ: телевизионные дебаты, интервью для различных газет, агитационные ролики в интернете и многое, многое другое.
Заключение
Из всего вышеназванного можно вынести один вывод: средства массовой информации обладают огромной властью, их влияние на общество и на политику велико. Один из отцов холодной войны, Джон Фостер Даллес в свое время сказал: «Если бы я должен был избрать только один принцип внешней политики и никакой другой, я провозгласил бы таким принципом свободный поток информации». И всё же СМИ нельзя назвать четвертой ветвью власти, так как не соблюдается ряд очень важных критериев.
“Четвертой властью (без кавычек,
т. е. в прямом и точном смысле) СМИ
бывают только в двух случаях: первый
- когда они транслируют
И всё же взаимодействие политики и СМИ представляет собой важное звено функционирования политической системы общества. Средства массовой информации – это инструмент колоссальной силы, это власть, пронизывающая три основных ветви власти, направляющая мысли, ценности, жизни целых народов.
Источники