Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:33, доклад
Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу¬ционном Законе «О
судебной системе Российской Федерации» су¬дебная власть в России
осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществле¬нию правосудия присяжных» народных и арбитражных
заседате¬лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя
осуществление правосудия.
Система органов, осуществляющих судебную власть.
Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О
судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России
осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и арбитражных
заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя
осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не
предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о
судебной системе, не допускается.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и
исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система — совокупность всех действующих в Российской
Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единствомзадач
судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с
учетом федеративного и административно-территориально
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
§ установления судебной системы Российской Федерации Конституцией
Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной
системе РФ;
§ соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных
федеральными законами правил судопроизводства;
§ применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм
международного права и международных договоров Российской Федерации, а также
конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
§ признания обязательности исполнения на всей территории Российской
Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
§ законодательного закрепления единства статуса судей;
§ финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные
(уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие
судебную систему Российской Федерации.
Систему федеральных судов составляют:
1) Конституционный Суд
2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов
Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным
органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в
форме конституционного судопроизводства
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным
органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным
судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью даёт
разъяснения по вопросам судебной практики
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим
экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью
арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при
разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и иправоотношений
в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями ,
учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также
гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица и имеющих статус предпринимателя
И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды
представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей
судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного
строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и
правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной
системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем
установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми
судами установленных правил производства, применения всеми судами
Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности
исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской
Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов
судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из
этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в
деятельность других.
Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных
судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных
округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга,
районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные
суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов,
флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и
компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикциявляется
централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим
судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.
Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с
административно-
суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49
областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области,
10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в
соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований -военные суды.
Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик,
краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она
Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды,
входящие в эту систему, действуют как в пределах
административно-
Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное
звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и
арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные
одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковоеместо
в судебной системе.
По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
· основное звено — районные (городские, межмуниципальные) народнысуды;
· среднее звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды,
городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и
автономных округов;
· высшее звено — Верховный Суд РФ.
Подобным образом подразделяются военные суды:
· основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
· среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных
Сил и групп войск;
· высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.
Так же подразделяются и арбитражные суды:
· основное звено — арбитражные суды субъектов Российской федерации
· среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких
округов образовано десять);
· высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.
По процессуальной компетенции суды подразделяются на:
§ суды первой инстанции;
§ суды второй (кассационной) инстанции;
§ суды надзорной инстанции.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),
выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных
дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности
этих решений).
Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью
осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения
иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут
рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество
уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.
Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела
рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда РоссийскойФедерации
Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и
установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд
выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни
изменены, ни отменены этим судом.
Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока
(7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и
могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом
или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.
Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной и
соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской
Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста
прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции,
не вступивших в законную силу, и полномочен:
§ признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а
кассационную жалобу или протест без удовлетворения;
§ установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не
соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое
рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное
расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение;
вынести новое решение по гражданскому делу.
По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит
определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни
обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть
опротестовано лишь в порядке судебного надзора.
Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе
(председатели областных и
РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев,
областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и
обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а
также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной
инстанции.
Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов
субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме
Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.
Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном
заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В
зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция
может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить
(изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое
рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии
рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные
акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий)
вступают в законную силу немедленно.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции
дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в
порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.
Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и
«нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних
судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и
надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не
вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке
доказательств, характере решения.
Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе
7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в
заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов
судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.
Информация о работе Система органов, осуществляющих судебную власть