Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:13, контрольная работа
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.
1. Смешанная избирательная система и ее разновидности……………2
2. Использование смешанной избирательной системы на региональных выборах в России…………………………………………………………...….6
3. На выборах Амурского областного Совета народных депутатов 18 депутатов избираются по двухмандатным округам. Сколько округов образуется для избрания остальных 18 депутатов? Ответ обоснуйте…………………………………………………………………….....16
4. Литература………………………………………
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования финансовый университет при правительстве российской федерации ярославский филиал | ||
Кафедра «Менеджмента и маркетинга» | ||
Специальность: ГиМУ | ||
Контрольная работа № 1 | ||
по Избирательным системам и технологиям
на тему: № 18 «Смешанная избирательная система» | ||
| ||
Студент: |
Тимошук Анастасия Витальевна | |
Курс: |
5 | |
Формаобучени: |
День | |
Личное дело№: |
10МГД4850 | |
Преподаватель: |
ПРОФ. Головин Ю.А. | |
Ярославль 2014 | ||
Содержание.
1. Смешанная избирательная система и ее разновидности……………2
2. Использование
смешанной избирательной
3. На выборах
Амурского областного Совета народных депутатов 18 депутатов
избираются по двухмандатным округам.
Сколько округов образуется для избрания
остальных 18 депутатов? Ответ обоснуйте………………………………………………………
4. Литература……………………………………………………
1. Смешанная избирательная система и ее разновидности.
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.
Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.
Мажоритарная избирательная система — система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
Пропорциональная избирательная система — порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.
Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.
Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Конечно, говорить об адекватности представительства при данной системе выборов можно лишь с большой долей условности. При явке в 30 - 40 % (именно столько избирателей приблизительно проявляли свою активность на выборах в ГД РФ) депутаты-одномандатники представляли абсолютное меньшинство населения в парламенте. При этом они постоянно заявляли, что «именно одномандатники - реальные представители народа», используя традиционные аргументы о «непосредственной связи с избирателями».
Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Партии (блоки), преодолевшие пятипроцентный барьер, получали депутатские места в соответствии с количеством голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим менее 5% голосов избирателей, которые распределялись между преодолевшими избирательный барьер партиями также строго пропорционально полученным ими голосам избирателей.
Во многом аналогичная система выборов используется и при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что по пропорциональной системе там избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:
• смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).
2. Использование
смешанной избирательной
Выборы в представительные органы власти российских регионов традиционно проходили по мажоритарной системе, которая «устоялась» еще со времени первых демократических выборов конца 1980-х годов. Постепенно сократилось количество депутатов (десятки вместо сотен в позднесоветское время и в первые постсоветские годы), большинство органов власти поменяли свои названия - Советы вытеснялись законодательными собраниями и областными думами, - но мажоритарная система продолжала доминировать. Исключения были крайне немногочисленны: например, в Свердловской области нижняя палата двухпалатного парламента еще с 1996-го частично избиралась по партийным спискам.
Такое положение дел выглядело нелогичным - ведь на федеральном уровне с 1993 года действовала смешанная избирательная система, при которой одна половина депутатов Государственной думы избиралась по одномандатным округам, а другая - по партийным спискам. Однако отказ воспроизводить эту систему в регионах публично мотивировался отсутствием в них серьезного представительства политических партий. На самом деле здесь совпали ситуативные политические интересы федеральной и региональной властей. Первая опасалась того, что региональные пропорциональные выборы будут выигрывать коммунисты, которые частично сохранили инфраструктуру, оставшуюся от КПСС и, кроме того, активно использовали протестные настроения (особенно ярко это показали выборы 1995 года, когда коммунисты получили большинство голосов в Государственной думе).
Что касается «регионалов», то местные президенты и губернаторы были заинтересованы в максимально управляемых, слабо структурированных представительных органах, которые бы лишь в минимальной степени ограничивали влияние региональных лидеров. Так в большинстве случаев и происходило: законодательные собрания заполнялись местными нотаблями. При этом в большинстве субъектов Федерации лишь часть депутатов работала на постоянной основе; другая же состояла из руководителей районных администраций (парадоксальное смешение двух ветвей власти), а также представителей местного старого («красные директора») и нового бизнеса, большинство которых стремились к минимизации политических рисков и не вступали в конфликт с главами регионов.
Неудивительно, что партийный элемент в региональных представительных органах власти был крайне слабым. В регионах «красного пояса» существенную роль играли коммунисты, в ряде законодательных собраний были представлены аграрии (те же региональные нотабли). Представители «партии власти» (в 1990-е годы не слишком популярной, как и сама власть) предпочитали баллотироваться в качестве независимых кандидатов. Либералы были представлены лишь «точечно», избираясь преимущественно в мегаполисах и крупных городах.
Аргумент об отсутствии у партий серьезного регионального представительства все более напоминал старую историю о том, что первично - курица или яйцо. Очевидно, что без постоянного участия в электоральных процессах на разных уровнях такие организации просто не могли сложиться. Региональные элиты обращали на них мало внимания - на местных выборах партии оказывались, как правило, бесполезны, а на федеральных выгоднее было договориться с центральным партийным руководством, от которого в первую очередь и зависит распределение мест в предвыборном списке.
Мотивы избирательной реформы.
Введение выборов в регионах по партийным спискам стало составной частью мероприятий Кремля по повышению роли партий в политической системе, которое нашло отражение в законе «О политических партиях», принятом в 2001 году. Очевидно, что при этом федеральная власть руководствовалась несколькими резонами.
Во-первых, ослабить позиции губернаторского корпуса. Напомним, что в течение 1990-х его роль постоянно увеличивалась, так что к 1999 году губернаторы могли принять самое активное участие в создании альтернативной «партии власти» - «Отечество-Вся Россия» (ОВР). На федеральном уровне эти позиции уже были серьезно ослаблены после поражения ОВР на думских выборах 1999 года и последующего изгнания губернаторов из Совета Федерации. Однако существовала и необходимость ограничить контроль региональных лидеров за положением дел в их собственных субъектах Федерации. В этом случае представительные органы, сформированные на партийной основе, выступали в качестве элемента системы сдержек и противовесов. Отметим, что переход к системе фактического назначения губернаторов, который произошел позднее, в той ситуации был пока невозможен: позиции федеральной власти еще недостаточно укрепились для того, чтобы идти на жесткое столкновение с региональными элитами. Губернаторы возражали и против введения смешанной системы, но их ресурсов уже не хватило для торпедирования этого проекта.
Во-вторых, было важно укрепить позиции создаваемой «партии власти», стимулировать вступление в нее знаковых региональных фигур, которые могли рассчитывать на политическую карьеру в рамках партии. Таким образом поощрялась лояльность регионального истеблишмента федеральному центру, поскольку именно от него в значительной степени зависит карьера активистов «партии власти».
Особенностью введения смешанной системы в регионах стал баланс между жесткими рамками, фактически навязываемыми федеральной властью, и определенной свободой маневра для региональных законодателей, которые должны были принимать собственные акты о выборах. С одной стороны, центр настоял на том, чтобы партийные депутаты составляли не меньше половины общего числа депутатов (или членов нижней палаты, если речь идет о двухпалатном органе власти, как в Башкирии, Свердловской области, Чечне). Таким образом, была предотвращена опасность профанации законодательства и, как следствие, его дискредитации (через избрание по спискам явного меньшинства депутатов). С другой стороны, большинство регионов ориентировались в собственном законотворчестве на тогдашний федеральный закон о выборах в Госдуму. Впрочем, были и отличия. Так, в ряде субъектов Федерации (в том числе и в Москве) количество «партийных» депутатов превышает число одномандатников. А в 13 регионах были введены не существовавшие ранее в России «открытые списки», когда избиратели, помимо голосования за конкретную партию, имеют право высказаться за наиболее понравившихся им кандидатов из партийных списков, особо отметив их фамилии в бюллетене, что повышает их шансы на избрание. Такое нововведение выглядит весьма интересным в контексте распространенной в России практики, при которой на «проходные» места в партийных списках продвигаются спонсоры партий или их доверенные лица, фамилии которых ничего не говорят избирателям.