Современная политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных центров силы в настоящее время выступают Соединенные Штаты Америки. Их позиции серьезно укрепились в последние полтора десятилетия. Распад Советского Союза разрушил биполярную геополитическую систему в мире и образовавшийся вакуум заполнили США, как наиболее мощная в экономическом и военно-политическом отношении держава.
За четыре десятилетняя, прошедшие после второй мировой войны, политику США анализировали многие американские авторы. Для этой обширной литературы всегда были характерны возникновение школ, борьба направлении, отражающих расстановку политических сил в стране и изменения международного климата. Различные стороны этой идейной борьбы нашли широкое отражение в многочисленных советских трудах, как собственно по историографии политики США так и по близким к ней более общим вопросам политической мысли, представленной в работах не только американских историков. но и политических деятелей, философов, социологов, журналистов. Рассматривались политические и военные доктрины американского империализма, политологические школы «ревизионизма» и «реализма», консервативное и либеральное направления, затрагивался вопрос о методах исследовании и многие другие аспекты темы.

Содержание

Введение 3
1. Современная политика США 5
1.2. Современная политика США и ее проблемы. 6
1.2. Экономический курс правительства 15
2. Политическая система США 28
2.1. Политико-правовые принципы 28
2.2. Особенности современной политики в США на современном этапе 29
Заключение 37

Вложенные файлы: 1 файл

кур (Автосохраненный).docx

— 67.26 Кб (Скачать файл)

Второй период начался с кризиса 1957-1958 гг. и завершился кризисом 1973-1975 гг. Для него характерны расширение поточного производства, ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового потребителя, а также бурное развитие НТП в этом направлении. В государственном регулировании экономики господствовали представители кейнсианства. 
Произошли крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве страны 
Западной Европы и Японии становиться активным конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на собственном, внутреннем США. Кроме того, наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают(хотя и в скромной мере) немецкая марка, японская иена и ряд других валют.

На протяжении 70-80-х годов динамика многих важных показателей, характеризующих  международные экономические позиции  США, была отрицательной. Доля США в  совокупном ВВП стран- членов ОЭСР упала  с 42.3% в 
1961 до 38.7% в1984: доля в промышленном производстве развитых стран понизилась с 39.5% в 1960г. до 36.7% в 1983г.; в мировом экспорте _ сократилась с 18.2% в 1960г. до 12.4% в 1980г.

В 1985 г. из крупнейшего кредитора  США превратились в “страну-должника”, когда дефицит платежного баланса  за 1984г. почти вчетверо превысил уровень  чистых активов. Замедление темпов экономического роста в стране привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения здесь был ниже, чем  в ФРГ, Англии и Франции, и лишь на 15% превышал японский.

Относительное ослабление экономических  позиций США в тот период обусловлено  действием ряда факторов. Первый фактор – низкий уровень номы накопления капитала внутри страны по сравнению  с ее конкурентами, что обусловило медленное обновление основного  капитала и снижение темпов роста  производительности труда.

Другой важный фактор – сокращение “технологического разрыва” между  США и конкурентами, наблюдавшееся  в 60-70-е годы, а в некоторых областях продолжавшееся и в 80-х годах.

Хотя США по абсолютным размерам затрат в середине 80-х годов все  еще направляли на НИОКР больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония вместе взятые, однако их доля в ощей сумме расходов крупнейших стран  – членов ОЭСР продолжала сокращаться (с 70% в 1969г. до менее 50% в 80-х годах). На сокращение “технологического разрыва” указывало и сближение США  с другими развитыми странами по числу научных работников, а  также по изменениям в сфере патентования новой техники и технологии. 
Наконец, фактором ухудшения экономических позиций США послужило их длительное отставание от других развитых стран по темпам роста производительности труда. В 1960-1982 гг. ее среднегодовые темпы в обрабатывающей промышленности были в 3.5 раза ниже, чем в Японии, и вдвое ниже чем в ФРГ, во Франции, в Италии и Голландии. 
Третий период начался с конца 70-х годов. Рост мировых цен на сырье подоткнул экономику страны к переходу на новые технологии, в результате чего ее экономическое развитие стало в большой мере ориентироваться на мировую экономическую систему. Существенно возросла роль денежной политики в регулировании экономики. В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США. 
Именно в такой обстановке на рубеже 80-х годов сформировался новый подход в государственной политике, который получил название “рейганомики” (по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана). Он затронул микро - и макроуровень экономики страны, также характер их сочетания друг с другом.

Следует отметить, что “рейганомика”  явилась лишь одним из вариантов  неконсервативной политики, которая  на протяжении 80-90-х годов, применялась  во всех развитых странах и получила название “консервативной волны”.

Неоконсерватизм, возникший как  реакция на ухудшение условий  капиталистического воспроизводства, выдвинул на первый план задачи рационализации производства, его структурной и  технологической перестройки, усиления интернационализации капитала.

В конце 70-х годов действовавшая  до этого в США система регулирования  привела к замедлению экономического роста, нарастанию бремени госаппарата, увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособности американских товаров. Это привело к тому, что  кейнсианство уступило место “новой” либеральной концепции монетаризма, которая выдвигала требования ослабления прямого вмешательства государства в экономику и переходу к широкой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка.

Монетаристская теория американского  экономиста М.Фридмена стала основой  экономической программы президента Р.Рейгана. Она носила название»  Новое начало для Америки. Программа  экономического возражения ” и включила следующие основные пункты: налоговую  реформу, реформу амортизации, антиинфляционную кредитно-денежную политику, реформу  дерегулирования экономики США.

Сущность данной экономической  программы сводилась к следующим  положениям:

1.Существеному ограничению роста  расходов федерального правительства 
(прежде всего гражданских, т.е направляемых на социальные программы);

2.Значительному снижению ставок  подоходного налога и предоставлению  корпорациям крупных налоговых  льгот, направленных на стимулирование  производственных капиталовложений  и соответственно экономического  роста;

3.Ослаблению государственной регламентации  предпринимательской деятельности (сокращение числа правил, форм  отчетности, требований к производственной  и рыночной деятельности, обязательности  к выполнению, по охране окружающей  среды и.т.д.);

4.Проведению Федеральной резервной  системой (ФРС) ограничительной кредитно-денежной  политики, направленной на ослабление  инфляций. 
В результате проведения курса Р.Рейгана были достигнуты стабильный экономический рост реального ВНП (на 3-4,% а год до 1988г.) и снижение уровней инфляции и безработицы (с 9,4 и 7,6% в 1981г. до 3,7 и 5,5% в 
1988г. соответственно). Хозяйственный подъем проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13%. Объем личного потребления на 1\3превысили уровень 1979г. что было связанно с увеличением численности занятых более чем на 17 млн. человек.

Однако за эти успехи пришлось заплатить  огромным бюджетным дефицитом, который  побил все рекорды послевоенной истории как в абсолютном, так  и в относительном (применительно  к ВВП) измерении, а также серьезным  ухудшением внешнеэкономических позиций  США. Первый в отдельные годы превышал 200 млрд. долл., второе проявилось в отрицательном  сальдо платежного баланса по текущим  операциям, которое выросло с 5 млрд. долл.

    1. Экономический курс правительства

В конце 89-х годов, после шестилетнего подъема, наступил период резкого замедления темпов роста экономики, который  составил около 1% в год против 3.8 в среднем за 1982-1988 гг. Кроме того, американская экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последенего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства и корпораций составляла около двух объемов ВНП. 
Острейшими экономическими проблемами начала 90-х стали дефицит государственного бюджета (почти 290 млрд. долл.) и растущий государственный долг (около 4 трлн. Долл.). Это привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению части заемщиков с рынка ссудных капталов и к другим негативным последствиям. 
Таким образом, проведя в жизнь основные реформистские идеи неоконсерватизма, правительство Р. Рейгана, а затем и Дж. Буша почти полностью исчерпали его возможности. Особенно ярко это проявилось в значительном понижении удельного веса налогового комплекса в экономике, что очень сильно ослабило стабилизационные возможности федерального бюджета. 
Победа представителя демократической партии Б. Клинтона на президентских выборах 19992 г. фактически означала конец консервативной волны и переход к более взвешенной макроэкономической политике. Экономический курс правительства Б. Клинтона был направлен на оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса. Во главу угла был поставлен пересмотр всего комплекса консервативной бюджетной политики республиканских администраций. В сфере госбюджета это означало кардинальный разрыв с подходами предшественников и прямое признание позитивной роли государственного макроинструментария (хотя о “классическом” кейнсианском стимулировании совокупного спроса через увеличение бюджетных расходов почти не говорилось). 
17 февраля 1993 г. президент объявил о своей экономической программе, а весной и летом того же года она была одобрена конгрессом. В программе выделялись 3 части. Первая, стимулирующая компонента, имела целью преодоление спада. Вторая представляла собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной капитал страны и должна была дать толчок модернизации экономики. Третья была направлена на сокращение государственного дефицита и создание, таким образом, более благоприятных условий для кредитования американской экономики.

Уже с осени 1993 г. начал проявляться  экономический подъем. Темпы прироста ВНП составили 3.5-4.5%. Однако некоторое время экономический рости шел довольно вяло. Сохранение застойных явлений в большинстве отраслей материального производства было следствием почти четырехлетней депрессии (1989 – 1992 гг.), которая, однако, не привела к полнокровному кризису и глубокому спаду производства. Тем не менее продолжительный период замедленного экономического роста выполнил свойственную кризису 
“очистительную” функцию, освободив экономику США от балласта. 
Кроме того, к 1992 г., в основном завершился острый кредитно- финансовый кризис, который был связан с накоплением корпоративной и потребительской задолженности в период подъема 80-х годов, с глубоким кризисом на рынке недвижимости и серьезным ухудшением положения банков и других финансовых учреждений. Сокращение числа проблемных банков и сосредоточение большей части финансовых активов в банках устойчивых и надежных привели в 1993 г. к росту их чистого дохода и нормы прибыли. Это позволило банкам облегчить стандартные условия получения кредитов, расширив доступ к ним населения, а также мелких и средних предпринимателей.

Новому хозяйственному подъему  способствовало замедление инфляционных процессов. Прирост оптовых цен  на готовую продукцию понизился  с 5% в начале 90-х годов до 1.2% в 192-193 гг., потребительских цен – соответственно с 5.4% до 2.8 – 3.0%.

Произошли существенные изменения  в соотношении основных компонентов  спроса, стимулирующих экономический  рост. Особенно усилилась роль инвестиций в активные элементы основного капитала, прежде всего в средствах электронной  техники и связи. Почти половина инвестиций направлялась на закупку  компьютеров (против 10-12% в конце 70-х  годов). На обновление парка электронной  техники направлялось до 1/4 инвестиций. Этому способствовало быстрое снижение цен (в среднем на 10-15% в год) на компьютеры и телекоммуникационное оборудование.

Значительно выросли и потребительские  покупки товаров длительного  пользования, прежде всего автомобилей  и бытовой техники. Причем в разряд последней попал персональной компьютер. Доля населения в их продажах достигла 30% и продолжает повышаться. Сейчас домашний компьютер имеют уже  более 32 млн. американских семей. Ежегодно на 40% возрастает количество пользователей  радиотелефонами. Интенсивное обновление и расширение производственного  аппарата на основе электроники, информатики  и новейших средств связи сыграло  ведущую роль в экономическом  подъеме 90-х годов, предопределило его  большую продолжительность. 
Произошли заметные подвижки и в производительности труда. Ее среднегодовой прирост в частном секторе экономики составил 2% (против 0.8% в 80-е годы).

За счет роста производительности труда в 1993- 1994 гг. обеспечивалось около 90% прироста ВВП против 75% в начале 60-х годов, когда наблюдались сходные  темпы роста данного показателя. 
Особенностями экономического подъема 90-х годов являются: 
Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальных потребностей различных групп населения, играет все возрастающую роль в развитии социально-экономической системы США. Оно решает такие задачи, как: определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно – финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно- технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности.

Причем роль государства в экономике  проявляется не в прямом контроле над средствами производства, а через  регулирование экономических процессов.

Главным инструментом такого регулирования, а также перераспределение валового внутреннего продукта является федеральный  бюджет. Через него перераспределяется около 20% объема ВВП. Это значительно  меньше, чем в других развитых странах, но гигантские масштабы американской экономики придают федеральному бюджету впечатляющую весомость (примерно 1.8 трлн. долл.). В мировых государственных  расходах на долю США приходится около 
20%, хотя в стране проживает меньше 5% населения Земли. Получается, что в пересчете на душу населения американские государственные расходы превышают общемировой стандарт примерно в 4 раза. 
Все вышесказанное позволяет сделать некоторые обобщения, касающихся бюджетной, денежно – кредитной, социальной и научно- технической политики правительства США, а также их последствий, как для американской, так и для мировой экономики.

Бюджетная и денежно - кредитная  политика США 
“Консервативная революция” республиканцев была нацелена преимущественно а налогово- бюджетную область и бюджетные приоритеты. В ее ходе форсированными темпами росли военные расходы и тормозились социальные программы. 
За годы холодной войны военные расходы Вашингтона составили гигантскую сумму – 13 трлн. долл. В ценах на 1996 г., почти равнялось двухгодовому объему ВВП США. Именно эти расходы стали одной из причин роста государственного долго США, который к концу века достиг астрономической цифры в 5,5 трлн. долл. Военные расходы на душу населения в 80-е годы примерно в шесть раз превышали общемировой показатель, в три раза – соответствующие расходы западноевропейцев и в шесть раз – японцев.

После окончания холодной войны  США в целом успешно решили проблемы сокращения вооруженных сил  и конверсии промышленности, избежав спада производства и роста безработицы, как было после первой и второй мировых войн. Ассигнования на военные цели в 1996 г. составили всего 16.9% федерального бюджета и 3.6% ВВП. Нынешний бюджет пентагона почти вдвое меньше военных расходов, запланированных рейгановским министром обороны К. Уайнбергером. К середине 90-х годов, по планам последнего, военный бюджет должен был вырасти еще почти в 2 раза и составить примерно 450 млрд. долл.

Информация о работе Современная политика США