Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:08, контрольная работа
Этнополитика понимается не только как взаимоотношения национальных групп внутри государства, а как целенаправленная деятельность государства по урегулированию межэтнических отношений и обеспечения прав этноструктуры, достижению стабильности в многонациональном обществе путем учета и согласования национальных интересов сообществ.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность этнополитики ………………………………………………..4
1.1. История изучения этнонациональной политики………………….10
Глава 2. Проблемы этнонациональной политики…………………………….15
2.1. Решения проблем этнонациональной политики……………………20
Заключение………………………………………………………………………..23
Список использованных источников и литературы…………………………….24
Таким образом, В. Ленин и И. Сталин заложили основу советской историографии изучения национальной политики. Далее изучение национальной политики в советской науке проходило в соответствии с теми принципами, которые были заданны в работах В. Ленина и И. Сталина.
Первый этап начинается после Октябрьской
революции 1917 года. Этот этап характеризуется
непосредственным участием ученых в
решении практических задач национально-
Второй этап начинается на рубеже 20-х-30-х годов. В этот период в советской науке окончательно утверждается марксистко-ленинская методология. Изучение национальных отношений и национальной политики ведется в основном историками. Главное внимание здесь уделяется истории образования СССР и национально-государственного строительства.
Третий этап начинается с рубежа
50-х - 60-х годов. Этот период характеризуется
усилением специализации в
Следующим важным рубежом в советской историографии национальной политики стала перестройка, начавшаяся с середины 80-х годов. Это был период серьезных трансформаций в жизни советского государства и общества. Не обошел стороной этот процесс и науку. Однако, как пишет В. Тишков, все изменения, произошедшие в других направлениях социального знания совершенно не затронули сферу межэтнических отношений, которая «в теоретическом плане оставалась похожей на ледяную глыбу, охраняемую армией бдительных сторожей, построивших свои академические и политические карьеры на основе старых классификаций». Тем не менее, изменения в данной теме были. Во-первых, большая часть академического сообщества включилась в поиск решения возникших перед государством проблем, связанных с обострением межнациональных отношений, что заставляло развивать традиционные исследовательские методы. Во-вторых, надо отметить и то, что уже в это время появляются такие ученые, которые отказываются от «доктринального наследия» советской эпохи и попытаются применять к советской действительности тех лет западные теоретические наработки.
Одним из первых таких ученых был В. Тишков. Так В. Тишков пишет, что еще в период деятельности первого Съезда народных депутатов СССР и вскоре после XXVIII съезда КПСС им «была опубликована в газете «Правда» статья, в которой подвергался сомнению сам принцип построения государства и его внутреннего устройства на этнической основе и высказывалась мысль, что в условиях развития демократии и стремления к суверенитету советские республики в этом смысле не могут категоризироваться как «национальные
Такая позиция встретила
серьезную критику со стороны
большинства отечественных
Примордиалисты в своих исследованиях ЭНП описывают ее как политику, ориентированную на урегулирование отношений между этнокультурными сообществами. Для них характерно представление о политическом пространстве как о поле столкновения интересов различных этносов (наций). Учитывая то, что сторонники этого подхода наделяют этнокультурные сообщества собственной волей, национальным характерам, интересами, устремлениями, солидарностью и т.п. становится понятно, почему они в качестве основной задачи ЭНП видят урегулирование межэтнических отношений. При этом сам характер «межэтнических отношений» чаще всего представляется как конфликт интересов, что обуславливает отношение к ЭНП как к определенной форме посредничества.
Другим следствием такого понимания ЭНП является возможность наделения этнокультурных сообществ особым статусом «национально - государственных образований». В России административно - территориальное деление основано на принципах этнофедерализма. Перераспределение части государственных функций в пользу территорий, которые считаются «коренными» для представителей какого-то этнокультурного сообщества обосновывается здесь стремлением «этноса» к свободному самоуправлению, которое понимается как «все более полная самоорганизация данного этноса в интересах развития своей самобытности» Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. Но многие представители этнокультурных сообществ живут вне национально - государственных образований. И в данном случае сторонники «этнонации» говорят о необходимости развития этнической культуры посредством организации «национально - культурных автономий» (НКА), которые связываются со стремлением представителей различных этносов к реализации своих этнокультурных интересов и потребностей.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств, сложившимся на федеративной основе, где проживают представители 182 этнических общностей (народов), обладающих уникальными особенностями традиционной материальной, соционормативной и духовной культуры. В России, по одной из классификаций, используется 239 языков и диалектов. При этом, большинство народов нашей страны на протяжении веков формировались именно на территории России, и в этом смысле являются коренными народами, сыгравшими свою историческую роль в формировании российской государственности.
Российская цивилизация
синтетична по своей природе
и является результатом
Историко-культурный
облик, настоящее и будущее
Российской Федерации тесно
Однако Россия существует
не в изолированном
За два последних
десятилетия сформировался комплекс этнополитических
и религиозно-политических проблем, многие
из которых обусловлены последствиями
советской национальной политики (например,
этнический принцип административно-
Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений являются:
- слабая общероссийская
гражданская идентичность, в том
числе у северокавказской
- этнополитический и
религиозно-политический
- сложное социокультурное
самочувствие русского народа
на фоне этнической
- рост националистических настроений в среде русской молодежи;
- отсутствие общественного
согласия по вопросу базовых
ценностей российского
- попытки реализации
на территории Российской
Ключевыми проблемами в сфере реализации государственной национальной политики являются:
- отсутствие четко
выраженных концептуальных
- недостаточная координация госу
- ситуативная реакция
на существующие и возникающие
вызовы и угрозы в
- отсутствие полномочий у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики, как следствие, недостаточное внимание региональных и местных властей к межэтническим отношениям на подведомственной территории;
- отсутствие на федеральном
и региональном уровне системы
мониторинга и прогнозирования
состояния межэтнических
- недостаток или полное отсутствие финансовых ресурсов для реализации эффективной государственной национальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях, при значительном зарубежном финансировании проектов этнополитического и религиозно-политического характера на территории Российской Федерации.
2.1. Решение этнополитических проблем
На основе вышеуказанных проблем перед этнонациональной политикой Российской Федерации стоят следующие цели:
- Обеспечение гармоничного развития поликультурной общности, опирающегося на культуру, историю и тип идентичности. Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, по определению Федора Достоевского, «скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар…» Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
- Укрепление гражданского мира и межнационального согласия путем кропотливой работы государства и общества, требующая взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей.
- Рост благосостояния народов России, сохранение и развитие культурных ценностей и языков всех этнических групп, проживающих на территории РФ, культурноэтническое просвещение всех граждан России. Необходимо сплотить все национальности в одну семью – Российскую Нацию.
- Детальная и научно обоснованная разработка стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме. Как отметил в своей статье Владимир Владимирович Путин «Россия: национальный вопрос»: «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».
Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:
Политического характера:
- Создание специального коллегиального органа, отвечающего за вопросы этнонационального развития. Состоит из: представителей от каждой этнической группы, представляющих и отстаивающих интересы данного конкретного этноса( по одному делегату от этноса), глав основных конфессий представленных на территории РФ: Православия, ислама, буддизма, иудаизма, представителя от Президента РФ.