В 50 - 60-е годы на Западе в обстановке
значительного экономического подъема
возникла неолиберальная концепция "государства
всеобщего благосостояния". В странах
Запада действует так называемая "социальная
рыночная экономика", предполагающая
перераспределение национального дохода
через госбюджет и социальные программы
для повышения жизненного уровня народа.
В современных условиях классический
принцип либерализма в рыночной экономике
- неограниченное потребительство не может действовать без
ограничений. Современные промышленные
технологии рассчитаны на постоянное
вытеснение труда машинным производством.
Растущая безработица, а значит, резкое
снижение благосостояния трудящихся могут
привести к огромным социальным потрясениям.
Французский политолог Р. - Ж. Шварценберг
считает, что для сохранения покоя и мира
в обществе нужно ограничить действие
свободной конкуренции, товарно-денежного
фетишизма, безудержного потребительства.
Социализм
Идеи равенства, социальной
справедливости возникли еще в глубокой
древности. На их основе строились жизнь
раннее христианских общин, их идеология
и культура. Теоретически и идеологически
социализм оформился в Новое время в работах
западноевропейских философов и просветителей:
Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна,
А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.
Они выступали с критикой
феодального, а затем и буржуазного строя.
Пытались с утопических позиций обосновать
новый общественный идеал-социализм. У
них существовала надежда, что богатые
сами добровольно поделятся своими
богатствами с беднотой. Социалисты-утописты
надеялись добиться практической реализации
своих идей мирным путем.
В XIX веке по мере развития
капитализма формировался и рос рабочий
класс, проявлялось классовое сознание.
Рабочие повели экономическую, а затем
и политическую борьбу за свои права. На
базе учения немецких мыслителей К. Маркса
и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое
течение марксизм, которое стало идеологией
пролетариата.
К концу XIX века европейский
социализм в основном утратил свою революционность.
Европейские марксисты все большие надежды
стали возлагать на мирный, эволюционный
путь развития общества от капитализма
к социализму.
Российские марксисты, в отличие
от европейских, своей идеологией объединяли
рабочее движение с революционной борьбой
за свержение буржуазного строя. На рубеже
XIX и XX веков в России появилось революционное
марксистское учение, разработанное В.И.
Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.
Победа Великой Октябрьской
социалистической революции в России в 1917 году
позволила на практике осуществить эти
идеи. Однако в конечном итоге строительство
справедливого общенародного государства
не получилось по причинам объективного
и субъективного характера.
Теоретики социал-демократии
- К. Каутский и Э. Бернштейн в основу
своего учения взяли доктрину "демократического
социализма", или социализма с "человеческим
лицом". По их мнению, социализм не является
конкретным общественным строем, а постепенный
процесс внедрения социальной справедливости
в общественную жизнь.
Ленинизм и социал-демократию
связывают общие генетические корни и
ряд ценностных установок: идея равенства
и братства всех людей, основанная на социальной
справедливости, приоритета общественного
над личным, необходимости государственного регулирования экономики
и общественной жизни.
Национализм
Нация - это устойчивая общность
людей, исторически сложившаяся на основе
общности экономической жизни, территории,
языка, однородности национального характера,
проявляющегося в единстве и национальном своеобразии ее культуры.
В развивающемся капитализме
существуют две тенденции в национальном
вопросе. Первая историческая тенденция
преобладает в период становления капитализма
и проявляется в национальных движениях
и создании национальных государств. Вторая - проявляется в развитии
экономических т политических отношений
между нациями, создании интернационального
единства капитала, экономической жизни,
политики.
Нации, объединенные в государства,
имеют собственные жизненно важные национальные
интересы. Они относятся, прежде всего,
к проблемам безопасности, территориальной
целостности государства, материального
благополучия народа, сохранения языка,
культуры, моральных ценностей нации.
Государства, образующие нации, оберегая
свой суверенитет, с уважением должны
относиться к национальным интересам
других наций и государств.
Вместе с тем в условиях экономического,
политического, идеологического кризиса
в многонациональных государствах элиты
малых народов могут попытаться завоевать
власть, образовать самостоятельные многонациональные
государства с помощью идей национализма.
Национализм - это крайне
реакционная идеология, основанная на
идеях превосходства, национальной исключительности
какого-либо народа, стремлении создать
для него более благоприятные условия жизни за счет других народов
посредством преимущественно силовых
действий. Национализм, в конечном итоге,
неизбежно перерождается в сепаратизм,
терроризм, фашизм. Национализм не имеет
ничего общего с естественными национальными
интересами какого-либо народа.
Формы проявления сепаратизма
могут быть различными: от сравнительно
мирных, постепенных до агрессивных, террористических.
Во многом они зависят от поведения центральной
власти. Именно бездеятельность центральной
государственной власти привела к распаду СССР. В этот период четко
прослеживались этапы постепенного развития
и победы сепаратизма:
разговоры о возрождении
национальной культуры;
принятие законов о языке
с целью дискриминации и вытеснения
русского населения;
провозглашение суверенитета
своих республик в составе общего
государства;
провозглашение верховенства
своих республиканских законов над
общегосударственными;
суверенитет собственных
армий, правоохранительных органов.
Если бы высшее государственное
руководство СССР вместо попыток подписания
нового союзного договора
твердо заявило о незаконности процесса
выхода из СССР бывших союзных республик,
международное их признание вряд ли состоялось.
Но этого не случилось, и в результате
победил откровенный сепаратизм.
В результате развала СССР
от России оказались отторгнуты огромные
территории, в том числе и земли с русским
населением. Задача воссоединения этих
территорий не может быть осуществлена
без серьезного изменения геополитической
ситуации в мире. В настоящее время эта
ситуация остается неблагоприятной для
России. Инерция разрушительного сепаратизма
еще далеко не исчерпана. Россия не имеет
союзников и должна рассчитывать только
на себя. В тоже время за рубежом существуют
и действуют мощные антироссийские силы,
прямо ставящие задачу: не допустить воссоединения
с Россией ее исторических территорий
и даже доминировать на пространстве бывшего
СССР.
Однако подобная ситуация
не вечна, и Россия, если она сможет восстановить
свой экономический и военный потенциал,
в будущем воссоздаст свое национальное
и территориальное единство.
Для исключения опасности
проявления агрессивного или ползучего
сепаратизма на российской территории
необходимо осуществлять постепенный
юридически обоснованный переход от национально-территориального
к губернско-территориальному принципу государственного
устройства России. Идее суверенитетов
нужно противопоставить идею сильной
и неделимой России, в которой каждая нация
имеет самовыражение в языке, культуре,
традициях на основе экономического подъема
жизни и в системе хозяйствования, учитывающей
традиции равноправных народов России.
Заключение
В заключении реферата хотелось
бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты
социального бытия, находятся в постоянном
развитии. Идеологии приобретают новые
исторические формы, заимствуя друг у
друга ценностные ориентиры, которые лучше
выполняют роль мобилизации, организации
определенных социальных слоев, направляют
их социальное действие. Так либерализм
становится "социалистичнее", а социализм
- "либеральнее". Консерватизм усваивает
ценности либерализма. Современные идеологии
как бы отступают от одностороннего видения
мира, движутся по пути взаимопроникновения
и взаимодополнения. Однако это пока не
приводит к утрате их самоидентичности.
В идеологиях отражается и социальный
интерес и поиск более реалистичных и
эффективных программ общественного развития.
Конкуренция сил, претендующих
на власть, как и конкуренция идеологий
- элемент властеотношений, это
мотор политического развития, одна из
гарантий его демократических тенденций.
Список литературы:
1. «Геополитика». Маринченко А.В. 2009г.
2. «История
международных отношений и внешней политики
России». Протопопов А.С. и др. 2007г.
3. «Мировая
политика». Лебедева М.М. 2009г.
4. «Политология». Под ред. Буренко
В.И. 2013г.
5. «Стратегический анализ политики».
Ожиганов Э.Н. 2008г.
6. «Политические технологии».
Малкин Е., Сучков Е. 2009г.