Современные разновидности политической идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:45, реферат

Краткое описание

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1.Сущность политической идеологии.................................................................4
2.Функции политической идеологии..................................................................8
3.Современные политичекие идеологии...........................................................10
Заключение………..............................................................................................17
Список литературы……………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

           В 50 - 60-е годы на Западе в обстановке значительного экономического подъема возникла неолиберальная концепция "государства всеобщего благосостояния". В странах Запада действует так называемая "социальная рыночная экономика", предполагающая перераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программы для повышения жизненного уровня народа.

В современных условиях классический принцип либерализма в рыночной экономике - неограниченное потребительство не может действовать без ограничений. Современные промышленные технологии рассчитаны на постоянное вытеснение труда машинным производством. Растущая безработица, а значит, резкое снижение благосостояния трудящихся могут привести к огромным социальным потрясениям. Французский политолог Р. - Ж. Шварценберг считает, что для сохранения покоя и мира в обществе нужно ограничить действие свободной конкуренции, товарно-денежного фетишизма, безудержного потребительства.

 

 Социализм

Идеи равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь раннее христианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов и просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.

Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.

В XIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата.

К концу XIX века европейский социализм в основном утратил свою революционность. Европейские марксисты все большие надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма к социализму.

Российские марксисты, в отличие от европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционной борьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX и XX веков в России появилось революционное марксистское учение, разработанное В.И. Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году позволила на практике осуществить эти идеи. Однако в конечном итоге строительство справедливого общенародного государства не получилось по причинам объективного и субъективного характера.

Теоретики социал-демократии - К. Каутский и Э. Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину "демократического социализма", или социализма с "человеческим лицом". По их мнению, социализм не является конкретным общественным строем, а постепенный процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь.

Ленинизм и социал-демократию связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритета общественного над личным, необходимости государственного регулирования экономики и общественной жизни.

Национализм

Нация - это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе общности экономической жизни, территории, языка, однородности национального характера, проявляющегося в единстве и национальном своеобразии ее культуры.

В развивающемся капитализме существуют две тенденции в национальном вопросе. Первая историческая тенденция преобладает в период становления капитализма и проявляется в национальных движениях и создании национальных государств. Вторая - проявляется в развитии экономических т политических отношений между нациями, создании интернационального единства капитала, экономической жизни, политики.

Нации, объединенные в государства, имеют собственные жизненно важные национальные интересы. Они относятся, прежде всего, к проблемам безопасности, территориальной целостности государства, материального благополучия народа, сохранения языка, культуры, моральных ценностей нации. Государства, образующие нации, оберегая свой суверенитет, с уважением должны относиться к национальным интересам других наций и государств.

Вместе с тем в условиях экономического, политического, идеологического кризиса в многонациональных государствах элиты малых народов могут попытаться завоевать власть, образовать самостоятельные многонациональные государства с помощью идей национализма.

Национализм - это крайне реакционная идеология, основанная на идеях превосходства, национальной исключительности какого-либо народа, стремлении создать для него более благоприятные условия жизни за счет других народов посредством преимущественно силовых действий. Национализм, в конечном итоге, неизбежно перерождается в сепаратизм, терроризм, фашизм. Национализм не имеет ничего общего с естественными национальными интересами какого-либо народа.

Формы проявления сепаратизма могут быть различными: от сравнительно мирных, постепенных до агрессивных, террористических. Во многом они зависят от поведения центральной власти. Именно бездеятельность центральной государственной власти привела к распаду СССР. В этот период четко прослеживались этапы постепенного развития и победы сепаратизма:

разговоры о возрождении национальной культуры;

принятие законов о языке с целью дискриминации и вытеснения

русского населения;

провозглашение суверенитета своих республик в составе общего

государства;

провозглашение верховенства своих республиканских законов над

общегосударственными;

суверенитет собственных армий, правоохранительных органов.

Если бы высшее государственное руководство СССР вместо попыток подписания нового союзного договора твердо заявило о незаконности процесса выхода из СССР бывших союзных республик, международное их признание вряд ли состоялось. Но этого не случилось, и в результате победил откровенный сепаратизм.

В результате развала СССР от России оказались отторгнуты огромные территории, в том числе и земли с русским населением. Задача воссоединения этих территорий не может быть осуществлена без серьезного изменения геополитической ситуации в мире. В настоящее время эта ситуация остается неблагоприятной для России. Инерция разрушительного сепаратизма еще далеко не исчерпана. Россия не имеет союзников и должна рассчитывать только на себя. В тоже время за рубежом существуют и действуют мощные антироссийские силы, прямо ставящие задачу: не допустить воссоединения с Россией ее исторических территорий и даже доминировать на пространстве бывшего СССР.

Однако подобная ситуация не вечна, и Россия, если она сможет восстановить свой экономический и военный потенциал, в будущем воссоздаст свое национальное и территориальное единство.

Для исключения опасности проявления агрессивного или ползучего сепаратизма на российской территории необходимо осуществлять постепенный юридически обоснованный переход от национально-территориального к губернско-территориальному принципу государственного устройства России. Идее суверенитетов нужно противопоставить идею сильной и неделимой России, в которой каждая нация имеет самовыражение в языке, культуре, традициях на основе экономического подъема жизни и в системе хозяйствования, учитывающей традиции равноправных народов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития.

Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. «Геополитика». Маринченко А.В. 2009г.

2. «История международных отношений и внешней политики        России». Протопопов А.С. и др. 2007г.

3. «Мировая политика». Лебедева М.М. 2009г.

4. «Политология». Под ред. Буренко В.И. 2013г.

5. «Стратегический анализ политики».  Ожиганов Э.Н. 2008г.

6. «Политические технологии».  Малкин Е., Сучков Е. 2009г.

 

 

 


 



Информация о работе Современные разновидности политической идеологии