Содержание политической модернизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой является первичное обобщение и анализ тех подходов и интерпретаций модернизационной теории, которые в последние годы выявились в отечественной политической науке.
Задачи курсовой работы
- Выявление особенностей и содержания российской политической модернизации.
- Понять смысл модернизации страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..4
1. Теории политической модернизации………………………………..…….8
1.1. Первый этап модернизации………………………………………………8
1.2. Второй этап модернизации……………….………………………….….11
1.3. Третий этап модернизации………………………………………..……..14
2.Содержание политической модернизации…………………….....………..17
2.1 Определение и составляющие…………………………………………….17
2.2. Типы политической модернизации………………………………………21
2.3. Стадии политической модернизации……………...…………………….23
2.4. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ…….……….24
2.5. Особенности российской политической модернизации………...………27
3. Новые глобальные вызовы и инновационные ответы, или что следует понимать под модернизацией России: цели и задачи……………………….29
3.1. Смысл модернизации страны……………..…………………………….29
3.2. Цель модернизации России………………...……………………………..32
3.3. Задачи модернизации России……………………………..………………33
3.4. Условия, которые необходимы для эффективного осуществления модернизации России…………………………………...……………………….33
4. Понимание российского типа модернизации………………..……………36
4. 1. Специфика российской модернизации………………..…………………36
4. 2. Сравнение российского пути с опытом других стран…………………41
Заключение…………………………………………………….……………….46
Список литературы………………………………………….…………...........49

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, отмечаемая многими исследователями и в частности В.И. Пантиным, «периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общества. Благодаря слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства — его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т.п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его как мировой державы часто решаются за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества».

В-пятых, российская модернизация по природе своей циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой, как правило сопровождается социальными потрясениями и даже катастрофами, которые характеризуются ломкой основных социальных институтов, регулирующих поведение. После периода «смуты» (отката) попытки решения проблем модернизации возобновляются с применением обновленных инструментов.

В целом анализ особенностей российской модернизации позволяет утверждать, что политическое развитие России, как полагают некоторые наблюдатели и исследователи, не принадлежит к разряду загадочных и непознаваемых явлений. Уникальность российского варианта модернизации (как и других политических процессов) вполне поддается изучению и сравнению с помощью адекватного исследовательского инструмента. Вместе с тем наличие нерешенных проблем, необъясненных политических явлений актуализирует проблему усовершенствования и универсализации исследовательских подходов к политическому развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Новые глобальные вызовы  и инновационные ответы, или что  следует понимать под модернизацией  России: цели и задачи.

3.1. О смысле модернизации  страны

Модернизация страны – это процесс эффективного самообновления политической, экономической и социальной систем в соответствии с потребностями времени. Он характеризуется комплексностью и постепенностью качественных изменений во всей системе общественных отношений. Модернизация России не достигнет своей цели и не решит своих задач, если она будет осуществляться, с одной стороны, только в одной из систем, при игнорировании других. А с другой – будет носить прерывистый или радикальный характер. Отличительной чертой процесса модернизации страны является его целенаправленный и управляемый характер. Поэтому качество совершенствования всей совокупности общественных отношений зависит от ответственного и компетентного управления, обеспечения законности, соблюдения и защиты прав и свобод человека, то есть от эффективности государства. Именно оно является основным инструментом осуществления модернизации страны. В настоящее время в силу внутренних и внешних причин Россия крайне нуждается в модернизации.

Внутренние причины модернизации России обусловлены, во-первых, неэффективностью государства, не способного обеспечивать работу закона, защищать права и свободы человека, своевременно и адекватно отвечать на вызовы современности. Во-вторых, наличием примитивной сырьевой экономики, препятствующей инновационному развитию, массовому росту среднего класса, повышению жизненного уровня людей. В-третьих, существованием архаичного общества, не готового к самоуправлению и самоорганизации по эффективной защите прав и свобод человека. В-четвертых, отсутствием возможностей развивать эффективное образование, здравоохранение и науку, строить доступное и комфортное жилье, иметь развитую общую и физическую культуру и, как следствие, высокое качество человеческого капитала. Все это угрожает национальным интересам России.

Внешние причины модернизации России заключаются в том, что в настоящее время она является слабой страной и неконкурентоспособна на мировых рынках.

Между тем все более или менее развитые страны в той или иной степени пребывают на пороге инновационного рывка, который по своему значению может быть сравним с промышленной революцией ХVIII-ХIХ вв. и с научно-технической революцией ХХ века. Такой рывок предполагает неизбежность качественных перемен не только в экономике, но и во всех сферах общественного устройства. Объективная необходимость инновационного рывка обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, позитивное решение множества новых глобальных проблем требует использования более высокого уровня знаний и умений, чем те, которыми располагало общество до сих пор.

Во-вторых, на мировой арене все более очевидно складывается новая расстановка сил, основными признаками которой являются опережающее экономическое и социальное развитие многих слывших в прошлом отсталыми стран и, соответственно, появление ряда новых претендентов на ведущие позиции в складывающемся миропорядке.

В-третьих, новые сильные импульсы обновлению придал нынешний мировой финансово-экономический кризис. Успешный выход из него предполагает неизбежное обогащение пораженных им стран новыми

технологиями и производством. И оно произойдет - вопреки всем трудностям и препонам.

В-четвертых, для инновационного скачка существуют объективные предпосылки. Это - накопленные современным научным сообществом новые сферы знания, не нашедшие до мирового финансово-экономического кризиса применения в практическом производственном процессе, способны обеспечить качественно новые условия существования и образа жизни.

Это - наличие в мире мощной научно-производственной базы и научной инфраструктуры, приспособленных для незамедлительного воплощения научных идей и вывода их в производственную практику.

Это - разветвленная система подготовки квалифицированных кадров, достаточно гибкая, чтобы в кратчайшие сроки подготовить

высококвалифицированную рабочую силу того типа, который понадобится для соответствующего экономического маневра.

Это - сохранившаяся возможность государственной власти мобилизовать необходимые финансовые ресурсы.

Таким  образом, те, кто намерен удержать позиции своей державы, занимающей влиятельное место в системе мироустройства, вынуждены стимулировать движение к новым вершинам. Не встать на этот путь - значит не просто отстать, но, более того, оказаться отброшенным на маргинальные позиции и застрять на них надолго, если не навсегда.

3.2. Цель модернизации  России

Исходя из изложенного выше, цель модернизации России состоит в том, чтобы построить инновационную, сильную страну, способную успешно

конкурировать в современном мире, обеспечивающую безопасность и высокий уровень жизни народа. Модернизация в этой связи должна восприниматься как совокупность трех взаимозависящих направлений: первого - подготовки политико-правовых, экономических, технологических и социальных предпосылок для инновационного развития, второго - коренной инновационной модернизации уже существующих инфраструктур и материального производства, и третьего -создания принципиально новых инновационных сфер деятельности. К числу последних относятся, в первую очередь, развитие новых форм взаимоотношений людей и окружающей среды; создание совокупности новых исходных композитных и иных материалов, используемых взамен традиционных металлов, и соответствующих способов их обработки; повсеместный переход к возобновляемым источникам энергии; принципиальное совершенствование и системное внедрение во все сферы жизни (в том числе в систему управления и обратной связи) микроэлектроники и информационных технологий; качественное совершенствование биологических условий существования и деятельности личности.

3.3. Задачи модернизации России

Для достижения цели модернизации страны необходимо решить ряд задач. Они заключаются в том, чтобы, во-первых, построить эффективное государство, обеспечивающего работу закона, защищающего права и свободы человека, своевременно и успешно решающего возникающие проблемы. Во-вторых, уйти от примитивного сырьевого хозяйства и сформировать инновационную, конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий уровень жизни народа. В-третьих, создать условия для развития общества умных, свободных и ответственных людей. В-четвертых, обеспечить эффективное образование, здравоохранение и науку, доступное и комфортное физическую культуру и, как следствие, сформировать высокое качество человеческого капитала.

3.4. Условия, которые необходимы для эффективного осуществления модернизации России

Модернизация России возможна лишь при наличии ряда условий. Первое – это наличие политической воли руководства страны. Второе – это активное участие в реализации данной воли ядра властвующей элиты. Третье – это наличие необходимых знаний и отлаженных управленческих инструментов для решения поставленных задач. Наконец, четвертое – это поддержка и готовность большинства российских граждан принять участие в их осуществлении. Выпадение какого-нибудь одного из этих условий либо сделает достижение поставленных целей, практически, невозможным, либо потребует введения мобилизационного режима повышенной жесткости. Между тем, как свидетельствует недавнее прошлое, «кнут» очень плохо сочетается с действительными инновациями.

Главным инструментом в осуществлении модернизации является эффективное государство

Модернизация России, итогом которой должен стать выход на путь инновационного развития невозможна без наличия эффективного государства. Между тем существующая политико-правовая система государства, сложившаяся в России, исчерпав свои потенции, сегодня не в состоянии справиться с задачами модернизации. Следовательно, чтобы начать процесс модернизации, в эту систему необходимо внести надлежащие изменения. Суть этих изменений – это формирование в ней ответственных и, как следствие, компетентных отношений.России, чтобы перейти на инновационный путь развития, предстоит преодолеть ряд дополнительных препятствий.

Серьезным барьером на пути к инновационному обществу, неизбежно, послужит невысокий уровень производственных инфраструктур и механизмов, являющийся, с одной стороны, рудиментами вековой отсталости России, а с другой – следствием ее глубокой деиндустриализации как последствия некомпетентной экономической политики 90-х годов. Инновационный поворот невозможен без существенного возрастания роли институтов, реализующих совокупный интерес общества, без четкого определения набора поставленных целей и способов их реализации. Иными словами, придется вновь обратиться к столь осмеянному в последние десятилетия индикативному планированию. Переход к инновационному развитию сделает неизбежным принципиальное изменение отношений науки и государства. Наука в своей основной части должна не только превратиться на практике в прямую производительную силу, но и стать важнейшим рычагом стратегии государства в области общественного производства. В какой-то степени она будет продолжить свою деятельность в качестве исполнителя заказов, отражающих групповые интересы. Однако ее основным партнером и, соответственно, заказчиком должно стать государство. В обществе, прежде всего в его молодежном сегменте, должна быть создана атмосфера «культа» инноваций и тех, кто к ним причастен, - аналогичная той, которая существовала в свое время вокруг полярников, летчиков, а затем космонавтов. При нынешнем изобилии средств массовой информации это сравнительно несложно - намного легче, чем в прошедшие годы. Серьезным препятствием для инновационного развития может стать утвердившаяся в России рентная, бюрократическая, монополизированная модель функционирования экономики. Сейчас ее несостоятельность убедительно подтверждена мировым финансово-экономическим кризисом. Между тем в правящих кругах России полностью еще не созрела готовность распрощаться с этой моделью. Необходимо убрать правовые барьеры, мешающие инновационному развитию или делающие его невыгодным и чересчур рискованным. Одновременно следует принять законы, которые стимулируют инновационную активность.

 

 

 

 

 

4. Понимание российского типа модернизации.

4.1.Специфика российской модернизации.

В большинстве своем отечественные авторы неоднозначно оценивают происходящие в современной (плюс минус 10 лет) России процессы. А. Фадин в своей статье “Модернизация через катастрофу” утверждает, что политическая система страны ( России) не реформируема, резких скачков, потрясений, в частности- модернизации, не существует. И сама модернизация есть не более чем “мутация” [12 Фадин А. – Модернизация через катастрофу (не более, чем взгляд)/ http: //www. russ. ru/antolog/inoe/fadin. htm/fadin. htm] общества. Объясняется это тем, что посткоммунистическая ситуация в России может быть охарактеризована как бессубъектная. Любая форсированная модернизация (и структурная в том числе) требует мощной государственной воли, управляемого, способного к сложным командным маневрам госаппарата, т. е. некоторого субъекта реформ. Подобный субъект не только отсутствует, но, по всей видимости, и не может быть порожден этим обществом в обозримые сроки. (Здесь Фадин явно перекликается с Хантингтоном, у которого таким “субъектом реформ” выступает правящая элита, то есть речь идет об этатистской основе любого успешного догоняющего развития). В современном мире единственной прочной основой любой модернизации и - шире – развития, на взгляд автора, является личная свобода и социальная эмансипация. Каждый шаг экономического развития должен сопровождаться соответствующим (попеременно - опережающим и последующим) шагом в эмансипации. В России же социальная эмансипация, несомненно, шла, но она была побочным, нежелательным и подавляемым продуктом модели развития, ее «антителом».

“Ядро госаппарата, управленцы совершенно не заинтересованы в структурной модернизации, поскольку связаны во многом с избыточными, иждивенческими и тупиковыми секторами хозяйства. И есть лишь одна сила, которая может преодолеть это вязкое непреодолимое сопротивление. Эта сила - КАТАСТРОФА”. [14 Там же. ] В логике подобного взгляда Катастрофа есть цена обновления русской истории. НО, возможно, именно экономический обвал, действительно массовая безработица, настоящая катастрофа уровня жизни являются неизбежным (и в этом смысле необходимым) средством изменения шкалы ценностей массового сознания. Только потрясения такого масштаба могут снизить завышенные (по отношению к возможностям и потребностям развития страны) социальные притязания и ожидания. Все общества, успешно проходившие через горнило структурной перестройки и модернизации, начинали с гораздо более низких уровней: лежащие в послевоенных руинах Германия, Япония и Корея, голодный, неграмотный, разоренный "культурной революцией" Китай, промышленно пустынный Тайвань, третьемирские по изначальной природе своей "азиатские драконы". На другом стартовом уровне находились и Чили, Испания, Турция. Абсолютно все удачные примеры прорыва объединяло использование "преимуществ отсталости" или.... предшествовавшей катастрофы. То, что происходит в России, - это (в данной логике) недокатастрофа или предкатастрофа. Катастрофа же приходит не извне (война, стихийное бедствие, игра мировых сил), а как бы в результате действий реформистов, как закономерный итог реформы. Именно поэтому можно сказать, что функция катастрофы в социально-психологическом плане будет - при оптимальном сценарии - состоять в глубинном смещении координат сравнения и, если не экономической, то уж точно “психологической модернизации” общества. Катастрофа дает шанс (не более чем шанс) начать "по новой". У России, считает автор, этот шанс ПОКА есть. Также негативно к процессу модернизации относится другой автор – В. А. Ашасов. В своей статье он утверждает, что Главным способом проведения российской догоняющей модернизации можно назвать грандиозную. Создается лишь видимость вовлеченности социума в процессы реформ, всегда инициируемых сверху, в то время как общество в целом ни по своей структуре, ни по доминирующим настроениям не готово к навязываемым радикальным переменам. Схема обычного “ответа” российского социума на модернизационные импульсы, идущие сверху, вполне традиционна - неприятие, пассивное сопротивление новациям. Его определение “имитация” поддерживает М. В. Шаповаленко, утверждая, что в постсоветском пространстве основным творцом гражданского общества остается государство, которое в своем нынешнем виде вовсе не заинтересовано в существовании столь независимой сферы, поэтому и здесь мы можем наблюдать появление дозированных, а потому фрагментированных и аморфных зон гражданского общества. Специфику российской модернизации выделяет А. Г. Володин. Специфика эта, как пишет он в своей статье “Гражданское общество и модернизация в России (истоки и проблематика)”, обуславливается несколькими факторами. Этими факторами являются:

Информация о работе Содержание политической модернизации