Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:00, курсовая работа
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадается каждый второй-третий брак, по числу производимых абортов Россия значительно опередила высокоразвитые страны, около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи, растет число преступлений, совершенных подростками. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.
Введение
1. Сущность и основные направления социальной политики
2. Социальная защита населения
3. Особенности современной социальной политики в России
Практикум
Заключение
Список используемой литературы
8) налаживание эффективного взаимодействия федеральной и местных социальных политик.
9) обеспечение перспективы
развития для каждой
Проблемы устойчивости существующего в России политического строя и политического курса, с одной стороны, и безопасности России и ее народа как геополитических реальностей, с другой стороны, все более становятся не просто разными, но и противостоящими проблемами. Эта ненормальная ситуация могла бы быть разрешена на основе подчинения деятельности существующих властей интересам обеспечения национальной безопасности. Неотложно должны быть обеспечены два ключевых вопроса: сохранение самостоятельности, независимости социального развития России на основе экономической, политической и культурной самостоятельности; недопущение дальнейшей массовой социальной деградации населения, осуществление мер, достаточных для социального восстановления образовавшегося «общественного дна», наращивание реального уровня цивилизованности населения, обеспечение социального прогресса.
Эти два вопроса тесно связаны. Шоковые реформы создали принципиальные предпосылки массовой деградации. Длительный шок перевел ситуацию в состояние экономического геноцида, сделал предпосылки массовой деградации ее постоянно действующими факторами. Усиливающаяся несамостоятельность властей России угрожает тем, что до 70% населения нашей страны будут надолго лишены цивилизованных условий существования и вынуждены будут прозябать. Общество вправе требовать от государства (от Президента, правительства, Федерального Собрания, от властей субъектов Российской Федерации) следующих гарантий национальной безопасности, напрямую отражающих социальные права и интересы населения: надежно блокируются возможности восстановления тоталитаризма; не используются диктаторские методы в управлении обществом в целом и социальными процессами; снимаются угрожающие социальному развитию России зависимость от иностранных государств и давление посредством иностранной экспансии. Тем самым гарантируется, что социальное развитие России можети будет осуществляться на основе экономической, политической и культурной самостоятельности; допущенная социальная деградация населения блокируется, принимаются меры к социальной реинтеграции «социального дна», на демократической основе формируются и укрепляются необходимые и достаточные факторы обеспечения социального прогресса.
Названные социальные проблемы, решенность или нерешенность которых служит критерием обеспеченности национальной безопасности, можно и нужно воспринимать как наивысшие, чрезвычайные приоритеты социальной политики, как стратегические цели ближайшего этапа. Система мер, обеспечивающих решение этих проблем, могла бы составить чрезвычайную государственную социальную программу, программу социального оздоровления России и социальной защиты ее народа.
Практикум
Расходы бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 1995-2003 гг. (млрд. руб.; до 1998 г. – трлн. руб.)
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
ВВП |
1428,5 |
2007,8 |
2342,5 |
2629,6 |
4823,2 |
7305,6 |
8943,5 |
10834,1 |
13285,2 |
Расходы бюджета всего, в т.ч. |
486,1 |
652,7 |
839,5 |
842,1 |
1258,0 |
1960,1 |
2419,4 |
3422,3 |
3964,9 |
На социально-культурные мероприятия |
129,1 |
188,4 |
270,5 |
245,7 |
367,0 |
536,4 |
727,6 |
1356,8 |
1175,5 |
Уд. вес социальных расходов в расходах бюджета (%) |
26,56 |
28,86 |
32,22 |
29,18 |
29,17 |
27,37 |
30,07 |
39,65 |
29,65 |
Уд. вес социальных расходов в ВВП (%) |
9,04 |
9,38 |
11,55 |
9,34 |
7,61 |
7,34 |
8,13 |
12,52 |
8,85 |
В целом удельный вес социальных расходов в расходах бюджета составляет 30%, минимальное значение этот показатель принимал в 1995 и 2000 гг., а максимального значения достиг в 2002 г. Скорее всего это можно связать с выборами президента нашей страны, т.е. с политической подоплекой такого расходования бюджетных средств. Удельный вес социальных расходов в составе ВВП имеет аналогичную динамику – незначительные отклонения от среднего показателя, с минимальным и максимальным значением в те же годы, что и первый показатель (среднее значение – 9.31%)
Заключение
Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой - решение социальных проблем служит, важным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики государства. Для того, чтобы переломить накопившиеся за десять лет реформ негативные тенденции в социальной сфере, необходимо отказаться от ориентации на либеральную модель минимального, пассивного государства. Эта ориентация не отвечает не только традициям нашей страны, но и потребностям и условиям современного социального рыночного хозяйства. Надо сказать, что усиление роли государства вовсе не означает возврата к тотальному централизованному перераспределению. Напротив, оно означает поиск золотой середины между социальным и рыночным, справедливым и эффективным, что соответствует уникальной исторической ситуации перехода российской экономики к социальному рыночному хозяйству.
В современном понимании социальная политика – это, прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Эффективная социальная политика приносит следующие результаты: повышаются возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть госбюджета; сокращается количество индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность; увеличиваются доходы и сбережения населения, служащие новыми источниками для инвестиций; возрастает спрос на товары и услуги, что стимулирует экономический рост; повышается образовательный и квалификационный уровень рабочей силы - главный фактор современного экономического роста.
Список используемой литературы
Учебники, монографии, сборники научных трудов
Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.;
Бункина М.К. Макроэкономика: учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001. – 416 с.;
Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.;
Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
Социальная политика: учебник/ под ред. Н.А.Волгина. – М.: «Экзамен», 2004. – 736 с.;
Холостова Е.И. Социальная политика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.;
Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510 с.;
Статьи из журналов и газет
Анисимов В. Социальное государство: от декларации к воплощению// Человек и труд. 2004, №4, с. 35-36;
Бачурин А.. Социальная политика государства по улучшению условий жизни// Экономист. 2003, №8, с. 23-27;
Волгин Н. Социальная политика: зона риска// Государственная служба. 2003, №4, с. 36-46;
Григорьева И.А. Социальная политика и пожилое население России// Мир России. 2006, №1, с. 29-49;
Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство// Человек и труд. 2003, №9, с. 45-47;
Катков В.Ю. Совершенствование законодательства в области социальной политики// Современное право. 2003, №2, с. 5-9;
Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов// Общество и экономика. 2005, №5, с. 5-12;
Поспелова Е.Б. Уровень жизни – главная составляющая социальной политики страны// Региональная экономика: теория и практика. 2004, №1, с. 38-43, №2, с.30-38.