Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:16, контрольная работа
"Элита" в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.
Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
1. Каково социальное назначение политической элиты? Выполняет ли полити¬ческая, элита современной России свои социальные функции?
2. Каковы принципы демократической организации выборов? Являются ли по¬литические выборы в современной России демократическими? Аргументи¬руйте свой ответ.
3. Каково социальное назначение политической идеологии? В чем отрицательные и положительные стороны процесса деидеологизации общественной жизни в современной России?
4. Докажите единство внутренней и внешней политики государства. Как влияет внешнеполитическая доктрина РФ на внутреннюю политику государства?
5. Как используются результаты прикладного политологического исследования в избирательных кампаниях? Приведите примеры из политической жизни со¬временной России.
Литература:
Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с англ. под ред. Ильина М. В. — М.: РОССПЭН, 2003.
Шапиро
И. Переосмысливая теорию демократии в
свете современной политики // Полис.
2001. № 3-5.
3.
Каково социальное
назначение политической
идеологии? В чем
отрицательные и
положительные стороны
процесса деидеологизации
общественной жизни
в современной России?
По самому общему определению, идеология - это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.
Следует признать, что ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как именно она формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политике осмысленным. При этом, однако, не следует воспринимать идеологию как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу “сверху”, а скорее как систему ценностей и идей, которая принимается большинством общества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин.
Одновременно в рамках политической науки у представителей разных школ и направлений политической мысли существуют различные подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества.
Среди таких подходов в первую очередь выделяются:
1) Системный подход (представителем которого выступает американский социолог Т.Парсонс), с точки зрения которого идеология рассматривается как важный функциональный элемент политической системы общества, а именно, как система ценностей, определяющая основные направления развития данного общества и поддерживающая существующий общественный порядок;
2) Марксистский
подход рассматривает природу
и функции идеологии двояко. Буржуазную
идеологию, существующую в
Собственно же марксистскую идеологию (“идеологию нового типа”) Маркс и его последователи обычно трактуют как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.
3) Культурологический
подход, представленный венгерско-
4) Критический
подход (к числу приверженцев
которого относятся
Тесно связанное с данным подходом учение о “конце идеологии» («деидеологизации») (американские социологи Д.Белл, С.Липсет и др.) исходит из того, что в современном высокоиндустриальном и постиндустриальном потребительском обществе, где достигнуты высокий уровень благосостояния и политической стабильности, нет серьезных кризисов и мобилизация общества для решения общезначимых задач не нужна, потребность в существовании объединяющей идеологии отпадает. Таким образом, приверженцы этого учения настаивают на том, что современное общество - это деидеологизированное (т.е. освобожденное от идеологии) общество. Однако данная концепция не учитывает как наличия в мире большого числа “неевропейских” обществ, приверженных традиционным ценностям и идеологии (например, мусульманские страны), а также опасность для общества состояния, в котором отсутствует разделяемая большинством людей система ценностей.
В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:
1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);
2) Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;
3) Актуализированный,
которые составляют осознанные
гражданами конкретные
Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода “замкнутый круг” или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.
К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:
1) Ориентационную
- идеология включает в себя
основные представления об
2) Мобилизационную
- предлагая обществу
3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;
4) Амортизационную
(т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая
в глазах людей существующую
политическую систему и
5) Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.
Литература:
Матвеева С. Консервативный либерализм в современной России
Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.– С. 172–205.
Пугачев
В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию.
– М.: Аспект Пресс, 1995.– С. 223–237.
4.
Докажите единство
внутренней и внешней
политики государства.
Как влияет внешнеполитическая
доктрина РФ на внутреннюю
политику государства?
Проводимая правительством политика в условиях демократического государства является опосредованным отражением воли, а следовательно интересов или осознанных потребностей большинства населения, сложившихся в определенных социально-экономических условиях. Таким образом, весь спектр государственной деятельности можно назвать политической деятельностью, которая, однако, может иметь воздействие на целый ряд областей жизни общества, самых разнообразных по своим формам и содержанию. Можно назвать политику государства областях экономики, обороны, межгосударственных отношений, здравоохранения, спорта, экологии и многого другого, поражающего своим многообразием и пестротой. Классификация же политики на внутреннюю и внешнюю является одним из наиболее общих принципов.
Существует смысловая разница между понятиями "политика" и "политическая деятельность". В общих словах эту разницу можно было бы охарактеризовать, как соотношение между желаемым и действительным. В то время как политика заключает в себе программу действий правительства по защите национальных интересов, то политическая деятельность - это уже непосредственно практическая деятельность по воплощению программы, политики.
Своим многообразием политика правительства стремится защитить национальные интересы страны, как бы действуя сразу во многих плоскостях, все же обеспечивая намеченную направленность многомерного вектора. Таким образом уместно полагать, что и ее направления, в качестве которых мы выделяем внутреннюю и внешнюю политику, также будут преследовать те же цели, а не тащить, подобно персонажам известной басни, воз в разные стороны. Несомненно, в силу специфики сферы реализации эти направления имеют свои объективные различия, носящие характер содержательный, но отнюдь не сущностной. Сущностью является цель политики вообще, а не отдельно взятого направления.
Информация о работе Социальное назначение политической элиты